Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Малая родина Анны Доморацкой

О судьбе поселка Катериновка и книге о нем
23 января, 2020 - 16:46

Мне нравится этот мост. Нравится он и фотомастерам, художникам.

Мостовые «быки» отражаются в реке Ингул, ее берега густо усеяны цветами, зелеными зарослями, которые упрямо держатся в выступах мощных скал.

Это мост Белелюбского. Того самого легендарного академика Николая Белелюбского, поэта и штатского генерала мостового дела, о котором щедро рассказывает обычно скупая «Википедия». И пусть  действующее сооружение после реконструкции значительно отличается от своего предшественника, возведенного еще в 1882—1884 годах, но и сегодня мост Белелюбского — украшение южной части Кривого Рога.

...Говорят, что каждый образованный человек может написать книгу. О своей жизни.

А если идет речь о жизни — ни много ни мало — поселка, где ты вырос, школы, которую окончил? Вот только поселок этот — Катериновка, к сожалению, остался только на старой топографической карте Днепропетровщины. Рядом с мостом-красавцем.

Теперь только он один поднимает теплую волну в сердце, напоминает катериновчанам об их уголке степного края с яблоневыми усадьбами, о поселке, который в середине 1970-х поглотил железорудный карьер одного из местных горно-обогатительных комбинатов. Стране нужен был металл, много металла. И больше половины всей всесоюзной добычи железной руды тогда давал Кривбасс.

МОСТ БЕЛЕЛЮБСКОГО, ЛЕГЕНДАРНОГО АКАДЕМИКА, ПОЭТА И ШТАТСКОГО ГЕНЕРАЛА МОСТОВОГО ДЕЛА, — И СЕГОДНЯ УКРАШЕНИЕ ЮЖНОЙ ЧАСТИ КРИВОГО РОГА

Не стало поселка — не стало улиц 1-й и 2-й Летных (назвали так, потому что недалеко раньше был аэродром), улицы Новая Валявко. И общих, что были в  соседнем поселке им. Валявко, снесенном также, магазинов, клуба, 9-й средней школы.

Бывает, натолкнешься в книжке или просто в быту услышишь «...родом из Кривбасса».

То оговорка, но характерная — наш город неразрывно, прямо тебе крест-накрест связан с одним из крупнейших в мире железорудным бассейном.

Чуть ли не вся железная руда Украины — криворожская! Сеть шахт, глубина которых достигает отметки 1,5 километра, горно-обогатительные комбинаты, наибольшее горно-металлургическое предприятие Европы «АрселорМиттал Кривой Рог» с девятой домной.

Кто не слышал о супердомне №9? Бывало, я немало писал о ее строительстве, горжусь полученным знаком «Участник строительства доменной печи №9».

Но из песни слов не выбросишь — угомонить «аппетит» домны могло лишь значительное расширение рудной базы. Оно и поглотило вскоре тот наш поселок — живописную Катериновку...

Помните, у Сент-Экзюпери: «Наибольшая роскошь — это роскошь человеческого общения». Они, конечно, люди немолодые, но какими молодыми были в тот день их глаза — увлажненные от слез, но сияющие! Это десятая библиотека, одна из наибольших в нашем городе, собрала катериновский люд на презентацию издания Анны Доморацкой «Катериновка — моя малая родина». Кто же она — литератор, журналист, краевед? Не первое, не второе и  не третье. С 1982-го (!) возглавляет клинико-диагностическую лабораторию городской 9-й больницы. Хорошо возглавляет — лаборатория годами имеет репутацию одной из лучших в городе. Но сердце было неспокойно. Да, поселка нет, но прежние жители остались! Остались и фотоснимки тех времен — какими молодыми мы были! — людей и усадеб, пейзажей с рекой в долине, мостика, школы, шахт. Остались и стихотворения — радостные и печальные — о малой, о милой ее родине. Анна со школы увлекалась поэзией и фотографией (что не помешало ей на выпускном получить золотую медаль). Помощь мужа-книголюба Анатолия и дочки Яны, Станислава Белозора и других катериновчан, краеведа Виктора Безгинова, художников Вадима Безницкого и Федора Росомахи, наконец, журналиста Александра Степаненко и завкафедрой физической географии, краеведения и туризма местного педуниверситета Владимира Казакова...

И вот уже фотостихотворное воспоминание души Анны дополнено историческими исследованиями, интересными рисунками, даже данными по геологии, добычи руды (вокруг поселка были шахты рудника им. Ильича). Получилась красивая «толока»!

«Я, возможно, и не писала бы о родном поселке, — говорит Доморацкая, — если бы все оставалось на месте, а в домах пекли пироги, мыли до блеска окна, жарко топили зимой печи...»

Она говорит это в своем кабинете, когда в больнице уже спадает напряжение рабочего дня. Я тем временем листаю книгу-альбом. Останавливаюсь на стихотворении, которое моя собеседница посвятила сестре Валентине.

«С Валюшей мы до сих пор неразлучны, — улыбается Доморацка. — От родителей — папа работал на шахте, мама домохозяйка — унаследовали уважение к людям. Валя окончила Кировоградский пединститут, стала украинско-русским филологом, кандидатом наук. Я выпускница Днепропетровского университета. Два года, пока еще существовала наша школа, преподавала там биологию. Вот они, тогдашние фотоснимки. А это в книге мои рассказы об односельчанах — семье Билык, Белозор, Остапенко, Позняковых, Посыпай, Рахно, Тимченко, Шелест...»

Слушаю рассказ и вспоминаю взволнованные выступления в библиотеке кое-кого из них — известного медика Людмилы Билык, инженера Станислава Белозора, что до пенсии был главным инженером хлебокомбината, авторитетного ветерана органов прокуратуры Николая Шелеста, который по праву гордится сыном Романом, продолжателем дела отца, руководящим работником городской прокуратуры.

А еще почтили память земляка — боевого майора Петра Гончаренко, который в 1943-м был удостоен трех(!) орденов Красного Знамени.

О чем вдруг напомнила, на какую мысль навела меня эта встреча?

Наш прославленный кинорежиссер Александр Довженко, когда уже был тяжело болен, закончил сценарий фильма «Поэма о море». Той известный фильм — о судьбе  села, которое попало в зону затопления во время строительства Каховской ГЭС, — сняла его жена Юлия Солнцева. И есть в фильме эпизод, когда собрались бывшие односельчане, уважаемые люди со всех уголков страны, чтобы попрощаться с местом, где они жили с деда-прадеда. Честное слово, мне даже показалось, что криворожский медик Доморацкая, человек-романтик, сквозь годы и пространство пожала руку гениальному киноромантику Александру Довженко. Ведь и фильм тот, и эта книга-альбом не что другое, как признание в любви, напоминание каждому из нас о своих корнях.

...Криворожанке Лере Журавской — восемнадцать. Девушке быть журналистом — она одна из лучших воспитанниц моей авторской Школы молодого журналиста «На крыло!», сейчас учится в Чехии. В одной из своих газетных публикаций, где вспоминалась Одесса, Лера писала: «Особенно понравился мне морской порт, размером в несколько футбольных полей. А только пусть не зазнаются одесситы —  построили ли бы тот порт без нашего криворожского металла!»

Все достаточно просто — Лера вспомнила одно из наших занятий, где мы учились креативу, и подростки «проголосовали», что, например, «Львов — город-музей», «Харьков — город-наука», «Одеса — город-курорт»,»Кривой Рог — город-индустрия».

Неплохо, правда?

Владимир ШТЕЛЬМАХ, заслуженный журналист Украины Кривой Рог, фото предаставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ