«Этот русский будет русским с точки зрения Людмилы Путиной, которая сказала: где заканчивается русский язык, там заканчивается Россия? Будет ли этот русский язык символизировать наше культурное разнообразие и объединять вокруг идеи Украины?», Лариса Ившина, «Как «сшивать» страну?», «День», 8 июня 2006 г.
Утверждаю крамольное: мы, украинцы, вынуждены реанимировать идею малороссийскости. Для тех граждан Украины, которые пока что ну никак не могут признать себя украинцами.
В свое время, когда давняя, киево-русская Малороссия все больше и больше растворялась в Великороссии (как говорил гетман Мазепа в «Истории Русов»: «Известно, что когда-то были мы то же, что теперь московцы: правительство, первичность и само название Русь от нас к ним перешло»), наша национальная идентичность была спасена Шевченковским созданием украинскости. Теперь, после удачного осуществления (sic!) украинского национального проекта, можно не бояться предложить украинским россиянам малороссийскость — как переходной этап на пути к приобретению украинскости.
Но я хочу спросить своих русскоязычных компатриотов: способны ли они на своем языке признаться в любви к своей Родине? Как это делали наши славные предки-малороссы?
«Глаза ее смотрят небесной эмалью, И зелень одежды в рубинах горит, И поясом синим, как сизою сталью, Красавицы стан перевит… И эта чудесная дева — не тайна: Я высказать душу готов: Красавица эта — родная Украйна, Ей все — моя песнь и любовь! « (Евгений Гребинка. «Признание»)
Когда на нововведенном празднике русского языка в Харькове или Донецке будут декламировать такие стихотворения — под трезубом и сине-желтым национальным флагом — я поверю, что русский язык может объединять вокруг национальной идеи.