Быстро и удобно. Так хочется охарактеризовать основные преимущества маршрутных такси как вида городского транспорта. Именно маршрутки подбрасывают нас до нужной точки города. В них проходит и часть нашей жизни. А иногда там остается немало нервов и здоровья пассажиров. Плохое, как известно, запоминается надолго.
Основным недостатком маршрутных такси является неприспособленность самих автомобилей. Как порой не приспособленный должным образом автопарк допускают к осуществлению перевозок, остается лишь догадываться.
Эти привычные уже традиции городской жизни стали своего рода испытаниями или своеобразной карой небесной. Все помнят библейские десять казней египетских. Так же иногда происходит, к сожалению, и в нашей жизни. Правда, их несколько меньше, но от этого не становится легче на душе.
Казнь первая — «Жизнь блатная». Куда же без этого. Это главный атрибут настоящей маршрутки. Не услышал блатняка с утра — считай, день прошел даром. Сразу погружаешься в яркий блатной мир. Температура за окном 40 градусов ниже нуля. Здесь все ботают по фене, законы охраняют воровские понятия. А по периметру на вышках стоят вертухаи. Ностальгия мучит не только водителя, но и пассажиров в салоне.
Казнь вторая — «Культурные» водители». Водители маршруток иной раз проводят мастер-классы по использованию трехэтажного мата. Стоимость уже включена в стоимость проезда. Нужно просто запоминать, какие слова и в каких жизненных ситуациях применять. А если какой-либо пассажир попросит водителя прекратить «лекцию», в этот же момент наглеца накроет вербальное цунами экспрессивных выражений и невербальных дополнений.
Казнь третья — «Не тормози!». В некоторых водителях «пропали» первоклассные гонщики. Им бы болид, на хорошее дорожное покрытие и выступать за честь Украины. В таком случае мы бы «переплюнули» «Формулу-1».
Казнь четвертая — «Волшебный мир общения». О «болтливых» маршруточниках легенды ходят. Конечно, им не хватает общения. А утолить жажду можно, лишь опустив стекло и начав перекрикиваться с водителем соседней маршрутки. И пусть весь мир подождет, вместе с пассажирами и затором, вызванным соседским авто.
Казнь пятая — «Держаться за воздух». Она действует при отсутствии перил в перегруженном маршрутном такси. Справедливости ради замечу: перила в маршрутках есть, но хватает их далеко не на всех. Вот и приходится держаться за спину соседа, вгрызаться в обшивку салона, а большинству — все-таки держаться за воздух.
Казнь шестая — «Моя хата с краю». Пьяная компания с громким хохотом заходит в салон. В маршрутке яблоку негде упасть. Сомнительная компания толкается, нецензурно ругается, тут же посасывает пивко из бутылки. Маршрутка словно вымерла. Всем все по барабану. Наконец, ребята под хмельком покидают маршрутку, оставив на полу салона авто пустые пивные бутылки и куски сухариков, смердящих человеческим безразличием.
Казнь седьмая — «Пропустите ветерана». Часто для большинства пассажиров пожертвовать своим местом для ветерана или старика — вещь почти невыполнимая. Люди на местах в салоне лениво двигают челюстями, спасая кислотно-щелочной баланс в ротовой полости. Пожилой человек вынужден ехать стоя.
Проблема намного глубже, чем кажется на первый взгляд. И дело не только в отсутствии комфорта обслуживания и надлежащих условий для пассажиров. Именно здесь обнажается правда бытия, скрывающаяся в толстом коконе межличностных и межкультурных отношений. Похоже, что человеческую душу заилило до краев, как древнюю греческую амфору на дне грязного и беспокойного моря жизни.