Опубликовав в № 213 интервью с руководителями Международной организации защиты свободы слова «Репортеры без границ» — вице-президентом Даниэлем Жанка и членом совета Жаклин Папе — «Граница допустимого», мы предложили своим читателям ответить на два вопроса, касающихся проблем журналистской этики:
1. Чем, по-вашему, вызван переход некоторыми журналистами в своих публикациях, сюжетах границы допустимого: отсутствием морально- этических принципов или политической заангажированностью?
2. Как вы считаете, от кого больше зависит журналист — от вкусов аудитории или вкусов заказчиков?
Сегодня мы публикуем первый из поступивших ответов — нашего постоянного читателя Владислава КОМОВА из Киева.
1. Переход журналистами в своих публикациях дозволенного, норм этики, когда роются в «грязном белье» либо преподносят материал тенденциозно, в основном, обусловлен низкой культурой, а также политической заангажированностью, субъективностью мировоззрения.
У каждого журналиста преобладает то или иное. По высказыванию самих журналистов, статьи, написанные «за» или «против» кого-то лично, также односторонне защищают чьи-то экономические интересы либо преследуют определенные политические цели, в основном — оплачиваемые. Думаю, это присуще большинству СМИ в мире. Они просто зомбируют, не давая иного мнения.
Противодействуют этому демократические СМИ, дающие возможность высказать противоположные мнения, в том числе и читателям (демосу). К таким СМИ я отношу газету «День», ибо лишь подача различных мнений, особенно читателей, исключает зомбирование. Из двух противоположных мнений читатель сам отдает предпочтение тому или иному.
2. Думаю, разные журналисты будут в большей или меньшей степени зависеть от вкусов заказчика. Безусловно, каждый журналист хочет понравиться возможно большему количеству своих слушателей или читателей. Но если ему платят за статью отдельно от редакции, либо газета значительно зависит от рекламы, или он приверженец какой-то партии или идеи, то для достижения цели журналист будет упорно навязывать свое четко определенное мнение, свое видение проблемы. Здесь могут быть применены и недозволенные приемы, будет действовать принцип: все средства хороши для достижения цели.
К сожалению, журналисты не всегда раскрывают глаза на то, кто стоит за теми или иными партиями или кандидатами в депутаты, кто их финансирует, а значит, и чьи интересы они будут защищать.
Думаю, обязанность всех честных, патриотически настроенных журналистов — довести до сведения избирателей всю известную им информацию по данному вопросу. Без этого избирателям практически будет невозможно определить, что они могут ожидать, голосуя за ту или иную партию, за того или иного кандидата в депутаты Верховной Рады.