В прошлом году луганчанин Валентин Торба написал во всеукраинскую газету «День» статью с несколько провокационным названием: «Как сделать из Измаила крепость украинского духа?». Уже тогда задумался: реально ли это? Ведь, согласно данным переписей, процент украинцев в этом придунайском городе никогда не превышал 38%. Даже об Одессе с ее 62% украинцев не скажешь, что она является «крепостью украинства», а что уж говорить о наибольшем городе Южной Бессарабии? Хотя... «Крепостью» украинского духа Измаил может стать скорее в переносном значении. То есть получить надежную «прививку» против бредовых идей «русского мира». Пока что Буджак (еще одно историческое название Южной Бессарабии) во многом напоминает Донбасс 2013 года. Прививка тут впереди. Есть два варианта: Россия провоцирует здесь сепаратистские выступления, а украинский народ спасает (как и на Донбассе) свою страну от дальнейшего расчленования. Второй вариант — просветительство и массовые контакты молодежи и интеллигенции Буджака с остальной частью Украины. Первый вариант не является фантастикой... В Придунавье и сейчас многие из чиновников готовы нарядиться в вышиванки. А вот стать украинцами, державниками — пока не готовы.
ПРОЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕЛИ И ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Есть ли хотя бы одна привлекательная идея, которая могла бы объединить полиэтническое население Буджака? Считаю, что такой могла бы стать идея Придунайской Швейцарии. Осознаю, что и ее могут поставить себе на службу проимперские силы. Но нужно, чтобы не поставили. Контакты буджакцев с Киевом, Запорожьем, Полтавой, Львовом должны широко освещать в СМИ. А главное — их должно быть много. Идея Придунайской Швейцарии должна стать всеукраинской. Скепсис относительно этой идеи неминуем. Но вот передо мной лежит статья Игоря Сюндюкова «Соборность: новое прочтение» (газета «День» от 22.01. 2016року). Статья до сих пор не устарела, хоть ей уже два года. В ней ответ скептикам: «Почему большевикам удалось удержать власть и уничтожить Украинскую республику? Потому, что большевики имели стратегические и амбициозные цели, которые ими двигали и объединяли. А украинцы не имели стратегических целей — просто хотели, чтобы их не трогали...» До 2014 года мы и в Крыму, и на Донбассе пользовались подобными установками. «Чтобы не трогали». Результат известен — свыше десяти тысяч матерей оплакивают своих сыновей. Наступило время попробовать альтернативные варианты.
А что думают сами люди? Чтобы разобраться в ситуации, я пытался больше всего общаться с обитателями края.
НА ДАВЛЕНИЕ ИЗ КИЕВА ЧИНОВНИКИ РЕАГИРОВАЛИ БЫ АДЕКВАТНО. А ПОКА...
Достаточно конструктивной показалась мне позиция болгарки Инны Дерменжи из Измаила. Она подчеркнула, что является болгаркой как минимум в седьмом поколении. Ведь раньше не очень приветствовались смешанные браки. Но к образовательному процессу Инна подходит с рациональной стороны: «Стоит ли учить химию, физику на болгарском языке? Думаю, что лучше учить эти предметы на украинском. Потому что иначе получится так, что государство само будет «выпихивать» болгар из Украины. Потому что где они еще получат высшее образование? А я хочу, чтобы мои земляки оставались на месте, в обжитом нами Придунавье. Конечно, родной болгарский язык знать нужно хорошо. Я сама выучила его за два месяца настойчивой работы. Но после этого диктанты на болгарском писала уже на уровне отличников...». А еще Инна Дерменжи считает, что народы Буджака лучше всего объединит обстоятельная гуманистическая идеология. Когда в центре внимания общества будет не национальный интерес, а человек и его потребности.
***
Поскольку мечтаю о всеукраинском обсуждении темы Придунайской Швейцарии приведу мнение обитателя Киевщины, известного барда Вячеслава Куприенко, который до войны проживал на Луганщине. О своем прошлогоднем выступлении в Арцизе Вячеслав рассказывает детально: «Кроме афганских песен, я пел и рассказывал об АТО, хотя здесь эта тема, очевидно, не в моде... Такое впечатление, что Советский Союз здесь заснул летаргическим сном. И то, что в этой местности не образовалась «БНР («Бессарабская Народная Республика») заслуга не столько местных патриотов (хотя и им огромная благодарность!), сколько фактора отсутствия пролетариев как такового. Потому что регион на 100% аграрный. Вторая причина заключается в том, что Бессарабия является слишком разнообразной в этническом смысле. То есть здесь, кроме смешанного населения в городах, есть почти моноэтнические села болгарские, молдавские, гагаузские... Язык исключительно русский. Из официальных ораторов лишь заместитель мэра что-то по бумажке прочитал по-украински. Да еще благодарности-дипломы объявлялись на государственном языке...».
Дальше бард говорит: «Совок здесь чувствуется на всех уровнях: ораторы все как один, по бумажке говорили штампами 27-го съезда КПСС. В личных беседах звучала мысль: «Кому эта война нужна?» Это об АТО. Правда, люди вовсе не агрессивные и согласны на все, чтобы их только не трогали. По-видимому, это проявление провинциальности, благодаря которой здесь так и не реализовалась идея «БНР».
***
...Вспомнил, что относительно украинского языка патриотически настроенный албанец Александр Дерментли сказал мне следующее: «Украинизация должна происходить! Без нее здесь не образуется единое сообщество. И никогда не будет стабильности. Но она должна проводиться разумно». Казалось бы: кто против разумной украинизации? Но по какой шкале эту «разумность» оценивать? По этому поводу измаильский активист Юрий Осыка сказал так: «Мои украинские предки живут под Измаилом еще с конца 17-го века. Поэтому досадно, что на государственном уровне ничего не делается для того, чтобы оградить этот край от сепаратизма. Если в процессе декоммунизации убирается «совковое» название, то вместо него часто вводят прежнее название царского периода. Назвать улицу именем украинского патриота капитана Свитличного, который погиб в зоне АТО, власть категорически не хочет. Похоже, что существует негласная рекомендация не начинать процесс украинизации. Потому что она не нужна «совкам». Даже если болгарин воевал в зоне АТО и будет на болгарском языке выступать в болгарской школе, он все равно будет говорить об Украине. Поэтому АТОшников никуда и не приглашают. Пригласят советских «ветеранов», чернобыльцев, афганцев... Не все афганцы являются «совками», есть такие, кто и на Донбассе воевал за Украину, но их точно не пригласят! И здесь уже вина столицы. Киеву важно, чтобы здесь не было активных проявлений сепаратизма. А что будет через год, два — киевских чиновников не интересует. Их интересуют денежные «потоки», а не стабильность в государстве...»
***
Итак, Буджак. Слишком большое выступление, слишком уязвимое с географической точки зрения место... Поэтому идея Придунайской Швейцарии — это хорошо, но сработает она лишь при условиях консенсуса национальных элит и эффективной работы наших спецслужб. А пока для гражданского общества работы здесь — непочатый край...