Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Между Добром и Злом

29 июля, 2004 - 20:25

С чего это Евгений Зарудный («День» от 23 июля) взял, что Зло субстанционально в мире? Совсем наоборот! В окружающем нас мире неживой, живой да и человеческой природы Зло всегда процветает там, где существует не Добро, а пародия на Добро. Вот это добренькое слякотное болотце Зло и с великим успехом, и повсеместно разрушает. И тем самым способствует конечной победе настоящего Добра. В нем-то и весь смысл любой жизни. Одно оно ведь и существует в истинном смысле этого слова. Даже сам факт существования в мире такого Евгения Зарудного, докторанта из Харькова есть Добро, т.е. результат когда-то осмысленного выбора и решения уважаемых его родителей. Не так ли?

Теорию компромиссного «разумного эгоизма» нет смысла сейчас возрождать вновь. Конечно, выбор всегда идет в нашей жизни между большим и меньшим Злом, но всегда нет никакого основания для человека долго задерживаться в рамках этого выбора. Всегда надо искать не тривиальные ответы, а ответы судьбоносные, т.е. изменяющие жизнь. Такие ответы всегда существуют как в жизни отдельного человека, так и в жизни целого общества, государства. Надо просто уметь их увидеть, услышать, понять и постараться передать другим.

Теперь что касается «трудности». Всегда трудно то, что неестественно, что органически не присуще человеку. И именно таким является Зло. Всегда ведь надо приложить усилие, чтобы его довершить. Настоящее же Добро творится всегда без всякого труда, ибо органически составляет сущность всякой осмысленной жизни. И весь смысл-то этой жизни в том, чтобы во всяком мяснике, пивоваре и булочнике увидеть не его самого, а Человека! А это как раз и нетрудно и очень просто.

«Примитивные благоглупости», конечно же, не нужно декларировать. Но почему бы и не научиться уважать настоящее осмысленное Добро? Благо, для этого вам дается время. В этом ведь и основание любого обучения, вузовского и невузовского, всякой аспирантуры и докторантуры. Вдумчиво, почаще читайте Библию, того же Льва Толстого, Гете, Томаса Манна, Альберта Швейцера, и вам обязательно откроется целый неистраченный и неразрушимый мир настоящего деятельного и активного Добра. И удастся увидеть его в окружающей жизни. И, может быть, самому поучаствовать в его осуществлении!

Сергей ГЛУЩЕНКО, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ