Тернополь в зеленом вихре лета. На этой неделе оно выдалось прохладным и солнечным одновременно, но кто-то видит в этом позитив, потому что не докучает жара. Ежедневно тернопольцы спешат по своим делам и, кажется, ничто не может нарушить размеренную суетность города. Однако, как и все украинцы, жители Тернополя и области разделяют боль и скорбь тех, кого коснулось черное крыло непровозглашенной войны на востоке. В области воздерживаются от проведения развлекательных мероприятий. Не состоится в этом году в ночь на Ивана Купала и традиционный, уже VI Всеукраинский фестиваль «Купальская феерия», который в креативном селе Чагари Гусятинского района ежегодно организовывает его уроженец, киевский предприниматель и меценат Михаил Мациевский. Действо перенесли пока на неопределенный срок.
Любовь ШИЯН, научный сотрудник Национального заповедника «Замки Тернопильщины», пгт Вишневец Збаражского района:
— Мы работаем над популяризацией своих достопримечательностей. И когда посетители, оставляя отзывы, благодарят за то, что мы им открыли очередную страницу нашей истории, что они горды за свою страну, за свой народ, это радует, потому что означает, что наш труд не бесполезен, хотя сегодня экономические, политические проблемы не дают нам возобновить наше историческое наследие так, как мы этого хотели бы. Но не нужно останавливаться. Нужно работать, потому что даже когда, казалось бы, результата быстрого нет, то, что мы делаем, накапливается. В свете трагических событий, происходящих сегодня в Украине, я еще больше убедилась в том, что мы, работники нашего учреждения, идем правильным путем. Возможно, у нас и не было бы сейчас в Украине этого противостояния, никакой агрессии извне, если бы наше общество было монолитнее. Фактически то, что произошло, — одна из причин, на мой взгляд, того, что у нас абсолютно не проводилась идеологическая работа в плане государственном. Конечно, кто хотел, тот узнавал, но в масштабах государства этого не делалось, а потому другие информативные источники спокойно работали против Украины. И это, на мой взгляд, было большим недостатком. Поэтому если бы люди, которые выходили на митинги и кричали «Россия», хотя бы немножко знали свою историю, они бы этого не делали. Относительно меня лично, в течение месяца я была в отпуске. В этот раз не выезжала за пределы Украины и имела достаточно времени, чтобы поработать в архивах. А еще я узнала об очень хорошем проекте издательства «Балтия» о литовско-русской элите. Я уже видела результат его первого этапа — первый том «Князи Радзивилы». Во втором томе речь пойдет об Острожских, а мне предложили сотрудничество в третьем томе о князьях Вишневецких. В настоящий момент мы собираем материалы. У меня уже есть очень много иконографических, а также фотографий — и все это будет использовано. Мне понравился их первый том и с точки зрения современного дизайна, и по сути, там очень серьезная редколлегия. Проект поддерживают Министерства иностранных дел и культуры Литвы, издание вышло на трех языках: литовском, белорусском и украинском, поскольку это наша общая элита. Мне подарили украинский вариант. Я еще не видела, чтобы историческая и популярная литература издавалась в таким образом. Это очень большой позитив. Также я получила еще одно предложение на перспективу — сотрудничать в плане исторических справок о Петре Могиле, поскольку есть сведения о том, что, возможно, прах его находится в Свято-Успенской Почаевской лавре. Речь идет о фундаментальных исследованиях по этому поводу.
Ольга ПОПОВА, журналист-фрилансер, г. Тернополь:
— Если говорить о плохом, то я не вижу никакого результата работы нашей власти. То есть не видно организованности, слаженности в работе Президента и правительства. Просто декларации без реальных шагов, а страдают как жители областей, которые попали в зону военных действий, так и западных, потому что наши ребята вынуждены там воевать. Из позитивных моментов в нашей области то, что областная власть, несмотря на всю критику, уже за этих три месяца, в течение которых работает новый председатель Тернопольской ОГА Олег Сиротюк, проанализировала реальное положение вещей и начертила направления работы. Есть надежда, что хотя бы частично постепенно будут что-то решать. В личной жизни все стабильно — и это тоже позитив. Мой младший сын Леонид этой осенью пойдет в первый класс. Буквы уже все знает и пытается читать. Я не ожидала, что настолько быстро он будет справляться, и теперь меня это очень радует.
Надежда САЛАБАЙ, пенсионерка, с. Бакоты Кременецкого района:
— Радует глаз природа зелеными красками, цветут розы, лилии, колосятся нивы... Но сельскому жителю некогда любоваться этой красотой, потому что, как говорят, непочатый край работы. За ежедневными хлопотами все же невозможно забыть о том, что происходит на востоке Украины, как погибают наши ребята. На прошлой неделе Тернопольщина попрощалась с двадцатитрехлетним героем из села Залавье Теребовлянского района, который погиб в бою под Ямполем Донецкой области. Его тело привезли военным самолетом в Тернополь. В аэропорт прибыло несколько сотен людей, чтобы почтить его память, но для его матери это непоправимое горе... Страшно. Что дальше? Когда, наконец, наступит мир в Украине? Хотя здесь, слава Богу, в нашей глубинке тихо: светит солнце в мирном небе, вечером — спокойно распевают сверчки и даже не верится, что на другом краю нашей большой Украины льется кровь.
Виктория Писна, продавец, г. Тернополь:
— Хотя пытаюсь не думать о плохом, но как можно не обращать внимания на тот ужас, которым охвачена Восточная Украина, на неописуемую боль матерей, которые теряют своих сыновей? Это то наихудшее, что только может быть. А что хорошего? Жители области помогают нашим солдатам, собирая средства на нужды армии, покупают обмундирование, продукты передают. Рада, что Тернополь принимает в свои объятия тех, кто ищет убежище в нашем прекрасном городе. Для них тернопольцы делают все возможное, чтобы те люди, которым до сих пор рассказывали басни о «кровожадных западенцах», поняли — здесь искренние, доброжелательные люди, которые хотят мира, хотят жить и работать спокойно, растить своих детей, строить собственное процветающее, сильное государство.