В последнее время, с началом перехода на контрактную службу, системы комплектования армии и сокращения как численности Вооруженных cил, так и срока срочной службы до одного года, все меньше возникает претензий относительно материального обеспечения военнослужащих и нарушения уставных отношений. Безусловно, это успокаивает родителей, меняет их отношениe к армейской среде. При таких обстоятельствах в срочной службе они видят не только школу мужской закалки и избавления от вредных привычек, а и возможность получения ребенком второй специальности — от шофера-механика до оператора-связиста. Поэтому не удивительно, что родители все чаще обращаются в райвоенкоматы с вопросами, касающимися не отсрочки, а призыва их чад, если они имеют незначительные медицинские противопоказания. Только в этом году в Оболонский райвоенкомат было шесть таких обращений.
Эти факты указывают на то, что при всех политических событиях в обществе, военное ведомство остается надежной опорой власти народа, в том числе в вопросах защиты молодежи от деградации.
В условиях, когда власть все больше отвлекается на политические вопросы, жизненно-важные проблемы, в том числе моральные, а тем более — военно-политическое воспитание, остаются, по существу, на совести только администрации средних учебных заведений, которая довольно часто формируeт предубежденный взгляд, способствующий уклонению от армии.
Подобные вольности под видом демократии не вызывают тревоги и адекватной реакции в высшей многопартийной элите и даже в журналистских кругах, которые все больше ищут компромат, в том числе в армейской среде, хотя должны пропагандировать высший долг и патриотические порывы. Кабинет Министров и Министерство образования и науки Украины должны участвовать в решении целого комплекса вопросов. Во-первых, вопросов, касающихся увеличения объема программы вневойсковой подготовки до уровня изучения стрелкового оружия и применения его в бою. Это вызвано тем, что 2/3 юношей оказываются вне военной службы. Переход к 11—12-летней школьной программе позволит увеличить количество часов на военную подготовку. Во-вторых: восстановление в средних учебных заведениях должности военных руководителей и назначение их по согласованию с военкоматами; создание в средних учебных заведениях добровольных организаций армии, флота и авиации (ДОАФА), которые активизируют военно-патриотическое воспитание и настойчивое овладение военным делом, хотя бы для самозащиты. Кроме того, нужно коснуться вопроса поднятия престижа народной армии и проблемы введения типового удостоверения о получении необходимых навыков по специальности с правом на трудоустройство (для тех лиц, которые могли бы свою военную специальность применить в гражданской жизни); награждения персональной благодарностью министра обороны Украины и начальника ГШ — главнокомандующего ВС Украины особо отличившихся (при увольнении). И самое главное — активное шефство армии и ветеранов над молодежью — хотя бы средних учебных заведений — позволит заложить основы чувства патриотического долга перед Родиной и своим народом, как это делали деды и прадеды в трудное время спасения своей Отчизны от немецких оккупантов.