ХХ век оставил в наследство нашему поколению две взаимосвязанные глобальные экологические проблемы: разрушение стратосферного озонового слоя и потепление климата Земли. Большинство ученых склоняются к тому, что именно деятельность человека привела к нарушению природного баланса, и уже сегодня человечество начинает реально не только осознавать последствия своих «побед» над природой, но и нести тяжелые потери. Так, природные катаклизмы все чаще напоминают о себе, приводя к катастрофическим последствиям, забирая жизни сотен и тысяч людей. Это проблема планетарного масштаба, требующая немедленного объединения всех организационных, интеллектуальных, материальных усилий правительств всех стран для защиты Земли от будущих экологических катастроф.
Научно доказано, что проникновение искусственно созданных химических веществ, таких, например, как хлорфторуглеводороды, бромхлоруглеводороды, бромистый метил, четырехлористый углерод в стратосферу уничтожают озоновый слой Земли. Миллионы молекул озона разрушаются каждую минуту и результатом этого процесса является увеличение количества ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности Земли.
На сегодняшний день интенсивность ультрафиолетового излучения на поверхности земли выше 45 град. широты превышает в среднем на 10 % показатели двадцатилетней давности, а в полярных широтах — еще больше. 1% уменьшения плотности озонового слоя приводит к дополнительным 0.6 — 0.8% увеличения (100 — 150 тыс. случаев ежегодно) заболевания катарактой и 2% увеличения случаев рака кожи.
Животный и растительный миры также страдают от избыточного ультрафиолетового облучения. Ультрафиолет, например, негативно влияет на развитие фитопланктона мальков рыб, крабов, замедляется рост растений, что негативно влияет на произво дительность экосистем. Синтетические материалы (пластики, резина) быстрее разрушаются под воздейств ием ультрафиолета. И, наконец, увеличение интенсивности ультрафиолетового излучения приводит к дополнительной генерации озона в приземных слоях атмосферы и к повышению концентрации других потенциально вредных оксидантов.
Потеря озонового слоя стратосферы, который защищает все живое на земле от гибельного действия ультрафиолетового излучения солнца, считается одной из главных глобальных экологических проблем, с которыми мировое сообщество вошло в новое тысячелетие.
Преодоление этой проблемы возможно то лько благодаря скоординированным действиям всех наций и слоев общества на глобальном уровне. Осозна вая это, правительства практически всех стран мира присоединились к Монреальскому протоколу и, тем самым, взяли на себя обязательства по достижению главной цели — сворачиванию производства и использованию озоноразрушающих веществ в разных секторах промышленности.
На сегодняшний день сторонами Монреальского протокола стали 189 стран (включая страны Европейского Союза как единицу). Это, практически, все члены ООН, и тем самым взяли на себя обязательства постепенно уменьшать производство и использование озоноразрушающих веществ. Таким образом, дело сохранения озонового слоя является одной из самых актуальных экологических проблем человечества, а Монреальский протокол является на сегодняшний день самым развитым и конкретизированным глобальным экологическим соглашением.
В соответствии с этим соглашением, правительство каждой страны выполняет требования, связанные с изъятием из оборота и прекращением производства озоноразрушающих веществ по обусловленным графикам.
Учитывая особую ситуацию развивающихся стран, в 1991 году был основан Многосторонний фонд Монреальского протокола с целью предоставления финансовой и технической помощи этим странам для изъятия озоноразрушающих веществ. Фонд помогает странам статьи 5-й Монреальского протокола («развивающиеся страны») избежать дестабилизации экономики и выполнить свои обязательства с помощью целевой поддержки четырех исполнительных учреждений: ЮНДП, ЮНЕП, ЮНИДО и Всемирного Банка. Глобальный экологический фонд предоставляет финансовую поддержку и помощь странам статьи 2-й Монреальского протокола («развитые страны»), а также странам с переходной экономикой, имеющим статус стран статьи 2-й (в частности, Украине).
Хотя разрушение озона является глобальной проблемой, требующей объединения усилий мирового сообщества, многие вопросы эффективно решаются на региональном уровне. В соответствии с правилами, процедурами и решениями Монреальского протокола, правительства стран сотрудничают по многим региональным проблемам, включая взаимодействие таможенных служб (особенно в части предотвращения и обнаружения нелегальной торговли озоноразрушающими веществами), проводят совместные обучения, тренинги с целью повышения осведомленности соответствующих специалистов и общественности. Пример такой деятельности — организация сотрудничества в рамках ЮНЕП.
ЮНЕП эффективно помогает странам через региональную сеть «Озоновых служб». Эти «народные» сети помогли более чем 144 странам, в том числе с переходной экономикой, в решении неотложных проблем Монреальского протокола (ускорение ратификации протокола и поправок к нему, совершенствование национального законодательства по вопросу обращения с озоноразрушающими веществами, налаживание контроля за выполнением требований Монреальского протокола и так далее). Обмен информацией и опытом между «Озоновыми службами» многих стран в рамках региональных сетей сделал свой вклад в упрочение Монреальского протокола в мире.
В 1985 году Украина подписала, а в 1986 году ратифицировала Венскую конвенцию об охране озонового слоя. На основании Венской конвенции 20 сентября 1988 года Украина присоединилась к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
Для любого государства непросто выполнять многочисленные требования и обязательства, установленные Монреальским протоколом, которые, кстати, с каждым годом становятся чем дальше, тем жестче. Важно подчеркнуть, что политическое значение этого соглашения значительно выше и далеко выходит за рамки национальной экологической политики. На сегодняшний день успешность выполнения Монреальского протокола является тем индикатором, который сигнализирует мировому сообществу о способности страны добросовестно и неуклонно следовать существующему международному экологическому законодательству, выполнять другие международные обязательства, быть надежным и достойным членом мирового содружества.
С 1995 года Минприроды и Госэкоинспекция начали систематическую работу, направленную на создание технологического, организационного и нормативно-правового базиса выполнения требований Монреальского протокола.
Украина не имеет собственного производства озоноразрушающих веществ, и существует реальная угроза остановки украинских предприятий-пользователей, которые не перейдут на озонобезопасные технологии, и их партнеров-смежников. Экспорт озоноразрушающих веществ уже сейчас запрещен во многие страны, а в ближайшие годы — во все страны мира. Таким образом, удержание внешних рынков сбыта для продукции отечественных производителей полностью зависит от их возможности своевременно провести конверсию существующего производства. Все это очень важно, в первую очередь, в промышленном секторе, поскольку существует реальная угроза потери конкурентоспособности отечественных производителей. Как возможное негативное последствие этого — потеря внешних рынков (в первую очередь рынка СНГ — самого крупного для наших производителей).
Украина стоит на пороге самого ответственного момента с дня подписания Монреальского протокола. Сегодня нам нужно учиться (и очень быстро учиться) обходиться без самых распространенных и самых оптимальных с точки зрения термодинамических параметров фреонов, которые, к большому сожалению, имеют огромную озоноразрушающую способность и срок жизни в атмосфере около 100 лет. Ради будущего мы должны преодолеть эту огромную проблему и доказать всему миру, что Украина способна на это и имеет необходимый умственный потенциал и политическую волю.