Через несколько дней я стану магистром журналистики. Позади шесть лет учебы в КНУ имени Тараса Шевченко — сотни лекций (более или менее интересных), домашних заданий, общение с вдохновенными теоретиками и практиками журнализма вместе с лучшими однокурсниками. А еще — дни и ночи работы над магистерским дипломом. Какая это громоздкая вещь — магистерская диссертация! Она должна состоять из приблизительно 100 страниц собственного теоретического исследования. А теория для студентов, которые часто на момент защиты уже имеют практику работы по специальности, кажется непростой задачей. Однако — миссия выполнена! И в этом мне помогла газета «День». Впрочем, обо всем по очереди.
Центральной научной темой нашего института является исследование контента современных медиа с точки зрения разных критериев. Поэтому каждый студент должен был в первую очередь выбрать СМИ, которым доверяет, которые входят в его «информационное меню». Конечно, я решила узнать больше о газете «День», которую очень люблю и уважаю и в которую уже определенное время пишу. Нужно было отмежеваться от сугубо журналистского взгляда на нее, вооружиться научными методами анализа и... провести несколько дней в уютном архиве газеты.
Просмотр старых газет — замечательный способ путешествовать во времени. Какие неожиданные факты не узнаешь о самых известных лицах: политиках-перебежчиках из партии в партию, музыкальных звездах, которые 15 лет назад не только иначе выглядели, а совсем по-другому пели. В центре моего научного внимания была хорошо известная читателю рубрика «Культура» (редактор отдела — Татьяна Полищук) — с основания газеты и до сих пор. Я количественно и качественно анализировала ее публикации с точки зрения жанров, тем, лингвостилистических особенностей...
Где-то там, в мартовском «Дне» читаем заметку «А «Титаник» плывет» — об успехе фильма в мировом прокате, о том, что фильм, который уже стал классикой, только что вышел на экраны... В том же году встречается и совсем удивительное сообщение о том, что в одной из киевских библиотек впервые «начат интересный эксперимент: открыты «народные места» для работы во всемирной компьютерной сети интернет». «День» об этой умной инициативе сообщил первым. Прошло лишь 15 лет — а мы уже как будто на другой планете, где Интернет давно «живет» в каждом доме, на работе, в смартфоне и планшете.
Хочется верить, что «Союз хуторов со скоростным интернетом», о чем неоднократно говорила главный редактор газеты «День» Лариса Ившина, — станет реальным делом.
ГАЗЕТА «ВЫРАСТИЛА» НЕМАЛО КРИТИКОВ
Много разнообразной интересной информации встретилось во время работы в архиве, а еще больше — глубокой искусствоведческой критики, развернутых интервью с выдающимися фигурами украинской и мировой культуры (художниками, а не «однодневными звездами»), хорошо знакомых имен — среди авторов. В свое время в рубрику писали писатели Наталья Сняданко, братья Капрановы, известная журналистка Наталья Лигачева.
Немало сегодняшних авторов газеты начинало печататься еще с начала 2000-х годов. «День», кроме высокого стиля и качества журналистских текстов, особенный еще и тем, что ему удалось «вырастить» свою когорту высокопрофессиональных художественных критиков, составить мощную базу экспертов, подружиться с известными режиссерами и писателями.
В отличие от многих газет, ощутимо, что художественные темы в «Дне» не являются второстепенными, напротив — они на главном месте. Культурными аналогиями насыщены статьи на все темы, а публикации собственно на странице «Культура» — всегда глубокие, актуальные, и искусно написанные. С 1996 года (когда основали газету) и доныне — рубрика разрослась от половины страницы до целой, а позже — и двух. Работая в архиве, я впервые смогла увидеть чуть ли не целый спектр журналистских жанров в «Культуре». Этого не ожидала, ведь обычно культурная проблематика раскрывается в трех-четырех жанрах. В каком-то из «Дней» за 1999 год мне встретился фельетон, который в наше время полностью исчез из газет, в рубрике выходили все разновидности интервью, обзоры, несколько разновидностей очерков и эссе...
Интересно, что некоторые конкретные выпуски «Дня», четко проиллюстрировали для меня тенденции современной прессовой журналистики, о которых так много говорили на парах. Это и диффузия (смешивание) жанров, и количественное преобладание информационных материалов, и усиление диалогичности (много интервью). Вот так качественная газета может подтвердить сухую теорию — яркой практикой.
СТИЛЬ «Дня»
Но главное — в содержании, а не форме. А что касается результатов анализа — они стали для меня предсказуемыми, но от этого не менее интересными. Поэтому в выводах в конце моей дипломной работы — заслуженные комплименты «Дню», ведь эта газета действительно уникальна в первую очередь своим качественным подходом к контенту, высокими требованиями к авторам, глубоким раскрытием широкого спектра тем, экспертной художественной аналитикой, стремлением развить своего читателя, а не развлекать его «псевдосенсациями». С первых выпусков «Дню» удалось сформировать свой газетный стиль — интеллектуальный и, в то же время, понятный, образный и в то же время информативный.
После защиты диплома перед полномочной экзаменационной комиссией, которая с интересом слушала доклад о газете, которую они знают и читают, мне еще больше захотелось писать. Поэтому теперь прощай, 100-страничный талмуд, опять привет, практическая журналистика!