Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Музейная педагогика»

Во Львове уже второй учебный год проводят необычные уроки
31 октября, 2013 - 20:09

...А музеи отчаянно борются за выживание — маленькие и большие, местного и общегосударственного значения. У каждого из них свои маленькие и большие проблемы. Но есть и общая: как привлечь посетителя, а потом мотивировать прийти снова.

Понятно, что в современных условиях музейные учреждения должны изменяться, модернизироваться. Примеров этому есть много в разных странах Европы, в США.

У нас богатая на музеи страна. Они имеют в себе большой воспитательный потенциал. Однако (как и к книге) молодежь, люди среднего возраста не слишком тянутся к музеям, а, следовательно, быстрыми темпами деградируют. Конечно, речь идет не обо всех. Но самые низкие показатели посещения касаются людей в возрасте от 30 до 40 лет, то есть по сути наиболее общественно активных. Чаще всего посещают музеи школьники, и то благодаря педагогам.

Можно радоваться, что новые цифровые технологии предоставляют возможность через электронные средства знакомиться с материалами музеев. Но при этом стоит отметить, что никакие дистанционные приспособления не передадут ту неповторимую атмосферу, которая господствует в музейных учреждениях с большим разнообразием их смыслового направления.

Здесь целесообразно выделить «музейные уроки», которые уже второй учебный год проводят львовские учителя в музеях города. Собственно, «музейная педагогика» не является такой уж и новой. Но во Львове управление образования города прибегло к системности в ее реализации.

В городе функционируют музеи разного направления (исторического, художественного, литературного и т. п.). Методисты Учебно-методического центра образования Львова совместно с музейными работниками разработали соответствующие модели уроков. Так, в Природоведческом музее состоялись уроки физики. Учебный материал об оптических явлениях удачно «вписался» в мир природы. В Национальном музее успешно изучали... химию (компоненты красок и других материалов, которыми пользуются художники). В Галерее искусств также было необычное сочетание: интегрированный урок математики и украинской литературы. А в стенах Музыкально-мемориального музея оперной певицы европейского уровня Соломии Крушельницкой по-особому возвышенно, и даже таинственно звучала музыка Р. Вагнера (урок музыкального искусства «Музыка в диалоге с современностью»). А разве забудется англоязычное занятие об изобретениях Леонардо да Винчи, проведенное в преисполненной праздничности атмосфере Дворца Потоцких?

Подготовка и проведение «музейных уроков» осуществляются совместно методистами (а впоследствии — и учителями образовательных заведений) и работниками музеев. Конечно, такие занятия не могут быть частыми. Существует проблема их совместимости с расписанием уроков учебного заведения, отдаленности от музея, временных рамок. Очевидно, определенное решение последней проблемы возможно за счет внеклассной работы.

Но существенным шагом, по моему мнению, было бы использование специальных автобусов (по примеру «Школьного автобуса»), которые бы доставляли учеников к музейным заведениям. Такое «сближение» было бы на пользу обеим сторонам, а главное — обществу, которое хочет считать себя цивилизованным.

Во Львов, как известно, ежедневно приезжают около 200 тыс. туристов, которые являются желанными посетителями многочисленных музеев. Но и львовяне, в частности молодежь, должны быть постоянными посетителями этих центров культуры, воспитательное значение которых трудно переоценить. Ведь, по-видимому, не случайно «музейные уроки» зародились именно во Львове — большом культурном центре.

Поэтому музейные богатства страны разыскивают своих искателей сокровищ.

Валерий СТАВЕЦКИЙ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ