За последние годы Украина пережила ряд инцидентов и трагедий (Бровары, Скнилив, российский самолет Ту-154, сбитый над Черным морем), жертвами которых стали десятки людей. Может ли общество быть уверено, что подобные случаи больше не повторятся, если финансирование Вооруженных сил и далее будет осуществляться по принципу: «Зачем расходовать деньги на армию. — На наши границы и так никто не посягает»?
Недавно на вопрос одной из львовских газет, сколько средств заложено на реформирование армии, председатель бюджетного комитета Верховной Рады ответил: «Ничего не заложено на реформирование армии...»
Такой ответ вызывает, по меньшей мере, удивление. Сколько еще должно произойти инцидентов и аварий, сколько людей еще должно погибнуть, чтобы власть имущие поняли, что той части «бюджетного пирога», которая сейчас выделяется на потребности обороны, явно недостаточно для реформирования Вооруженных сил? Качественное и своевременное обезвреживание устаревших боеприпасов, подготовка кадров на современной технической базе, упорядочение территорий, рекультивация земель, которые еще вчера использовались армией, — разве это возможно без дополнительных средств?
Курс на создание профессиональной армии поддерживает большинство населения. Но вследствие сокращения Вооруженных сил высвободится немало военнослужащих. Нужны средства на их социальную, трудовую адаптацию. Но даже на выплату материальной помощи этой категории военных средств в бюджете 2004 года не предусмотрено. Неужели наши политики хотят создать еще один источник напряженности в обществе?
Сегодня проблемы Вооруженных сил стали всенародными, ими интересуются, обсуждают, болеют. Озабоченные сообщением о том, что в проекте государственного бюджета на 2004 год не заложены средства, необходимые для реформирования Вооруженных сил, мы, представители территориальной общины Львова, областная организация ветеранов и ассоциация инвалидов обратились в Верховную Раду с просьбой предусмотреть в бюджете 2004 года средства, необходимые для реформирования Вооруженных сил, принять другие необходимые для этого законы.
Принятый в первом чтении проект госбюджета сейчас дорабатывается. Идет поиск дополнительных источников поступлений. Какое решение примет бюджетный комитет Верховной Рады, а позже и весь парламент? В уже упоминавшемся интервью приводятся такие слова председателя бюджетного комитета ВР П. Порошенко: «Если говорить о закладке средств на реформирование Вооруженных сил, мы должны говорить об утверждении самой программы реформирования, определенных направлениях, сроках, целях и индикаторах их реализации. А тогда можно говорить о закладке средств в бюджет для выполнения этой программы». Но если у бюджетного комитета ВР есть какие-то вопросы, то почему бы их не выяснить уже сейчас, перед принятием бюджета-2004? Ведь после его принятия интересоваться этими вопросами уже будет поздно.
Армия — сложная и многогранная структура. В нелегкое время начинаются реформы в Вооруженных силах. Понимаем, что организационных мероприятий для этого недостаточно — нужны средства. Будет ли украинская армия надежной, сильной, профессиональной — зависит сегодня от каждого народного избранника. Такой она должна стать!
Поэтому хочется сказать: «Уважаемые народные депутаты! Отбросьте политические разногласия, защитите наше будущее, поддержите реформу Вооруженных сил Украины!»