Вопрос конкуренции — ключевой для развития чего-либо. Нет конкуренции — нет динамики развития. Такой отбор был, есть и будет. Он характерен не только для братьев наших меньших, но и для таких понятийных творений человечества, как экономика, политика, духовность. Больше всего говорят о конкуренции в сфере экономики. Но вопрос, что первично — производство, политика или духовность — не риторический. Экономика — только венец продукта сферы духовного и политического. Так называемая экономика по-украински начинается в наших головах и сердцах. Если последние набиты разным историческим антиквариатом, эклектически сочетаемым с фрагментами западных достижений, то таким будет и наш конечный продукт — экономика, производство. Круг замыкается.
Именно отсутствие конкуренции в политической и духовной сферах нашей жизни привело к резкому росту монополизма государства, доминированию его над всем и вся в обществе. Введем ли мы в общественное обращение категорийное понятие — конкуренция? Какой институт должен осуществлять эти функции? Одним из важнейших достижений человечества (даже — одним из чудес мира) является «изобретение» института четвертой власти — средств массовой информации. Они стали арбитрами между законодательной, судебной и исполнительной властью. Кажется, Генри Миллеру принадлежат слова, что «хорошая газета — это место, где нация общается сама с собой». Даже очень-очень независимая газета не всегда может претендовать на такую хорошую оценку, потому что получить эти баллы иногда мешает избыток «антиквариата» или «измы». Несколько изданий или телепрограмм — только оазисы в пустыне посттоталитарного общества, которую, кажется, не спешат превращать в цветущий сад. Прекрасное дело делает Наталья Лигачева, периодически проводя обзор мест общения нации. Географию желательно расширить. Особенно относительно провинциальных СМИ, — хоть раз стряхнуть переспевшую «ягодку».
Главным субъектом четвертой власти является Слово. О нем можно вспомнить известные слова в Библии. Очень красиво о нем сказал великий государственник и философ на троне Вацлав Гавел: «Все важные события реального мира — прекрасные и ужасные — всегда начинаются с увертюры в сфере слов».
Все реформы начинаются с реформы мышления. Очень часто оказывается, что элементарно не хватает его носителей. В беседе о второй годовщине «Критики» Микола Рябчук назвал самой большой проблемой журнала — автуру. Нескольких десятков интеллектуалов явно маловато для 49-миллионной нации. Небольшой экскурс в историю. Дмитрия Донцова называют идеологом национализма. Свою лепту он туда внес, но его заслуга перед нацией в другом. Донцова боготворила молодежь, лидеры партий, общественные деятели, военные. Ему прощали максимализм, язвительность и напор. Донцов был виртуозом Слова — слова, создававшего нацию, делавшего ее субъектом истории и конкурировавшего в жестоких реалиях того времени. Здесь не обойтись без еще одной цитаты. В письме к Дмитрию Донцову Симон Петлюра писал: «Если спустя восемь — десять лет не пристану к «праотцам своим», а стану банкиром или директором какого-то акционерного общества, призову Вас редактором специально для Вас созданного журнала, где будет вам вольно высказывать какие угодно ереси и хулить какие угодно родные святыни, будут ли это персоны-нотабли или явления культа национального, или свиньи, окружавшие, к примеру, Франко, тогда, когда он был таким одиноким, или, в конечном итоге, «дорогие товарищи» в письмах, а на деле, в отношениях, стервы».
Нет необходимости комментировать процитированное, так как оно внятно отражает еще тогда европейский уровень видения роли и значения института СМИ. Жаль только, что о многом Главный атаман слишком поздно прозревал.
Если в провинциальные города годами не ступает нога независимого журналиста, то о чем речь, господа? Нации необходимо место для общения, необходима великая увертюра слов. Если мы реализуем эти азбучные истины, то не заметим, как неузнаваемо изменится наша жизнь. Где вы, редакторы?! Станете ли совестью нации?
Мирон МЕЛЬНИК, заведующий отделом газеты «Голос Опілля», Рогатин, Ивано-Франковская обл.