В мире, как известно, сформировались два основных типа государств: национальные и сборные, их часто называют гражданскими. Подавляющее большинство государственных образований мира — это национальные государства. Т.е. такие, у которых в наличии титульная нация (ее часто называют коренной нацией). Это, конечно, подавляющее большинство населения страны, говорящее на одном языке, имеющее общее происхождение, культуру, экономику и проч.
Подавляющее большинство наций и их государств образованы после распада империй: западноевропейские — после распада Священной Римской империи, восточноевропейские — после распада Османской и Российской империй. Процесс этот подчас длителен и труден. В Украине этот процесс продолжался четыре столетия и был едва ли не самым тяжелым по сравнению со всеми прочими народами мира.
Однако он еще не завершен. Российская империя не распалась после февральской революции и октябрьского переворота 1917 года. Провозгласив известные демократические лозунги, большевики под их прикрытием приложили максимум усилий, дабы удержать всю территорию, занимаемую прежде царской Россией. В первую очередь они ворвались в Украину — УНР, которая по существу была социалистическим государством и до провозглашения Третьего универсала не хотела разрывать федеративные связи с Россией. Они напали на независимую Польшу, поскольку это тоже была когда-то русская территория. Позднее под лозунгами интернационализма завоевывались Афганистан и Эфиопия, вводились войска в Чехословакию, совершался разбой в Венгрии и Восточной Германии.
Вспоминается статья Мирослава Поповича «Гражданское общество Украины: итоги ХХ века» («День» №244 за 1999г.) . Автор пишет: «Вопреки распространенным толкованиям, украинский язык не был в империи запрещен». Возможно, так оно и было: специального декрета царей по этому случаю не было. По-видимому, потому что, по их понятиям, не было самого украинского языка. Было «малороссийское» или же «южнорусское» наречие. Но язык ведь был: были «Кобзарь», «Энеида», однако не было «Букваря», изданного на этом языке, над которым работал Тарас Шевченко. Применяя принцип нации — государства, воплощения национального духа, об утверждении украинской государственности должны и могли бы печься общественные структуры, о которых упоминает автор. Но вся беда в том, что наше правовое государство об этом не беспокоится.
Будем надеяться, что новое правительство украинского государства будет работать над утверждением национальной государственности на основе хорошо развитой системы гражданского общества.
Иван ВЕСЕЛОВСКИЙ, педагог, пенсионер Киев