Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Нацмены» или «нацсообщества»?

26 февраля, 2000 - 00:00

...Позавчера: память. Мартовские дни 1944-го на Винниччине. Мы, в особенности мальчики, торжественно приветствуем наших воинов-освободителей. В нашей хате с глиняным полом ночует на соломе целое отделение изможденных, неразутых и нераздетых пехотинцев. Чуть свет их будит громогласно сержант: «Подъем!». Два смуглолицых потягиваются дольше других, он как-то похабно толкает их ногой, жалуясь матери: «Ох уж эти нацмены!». Тон кажется мне, 14-летнему, грязным, как погода на улице. Потому что уже слышал, как когда-то, еще до войны, отец говорил, что называть «нацменом» — некрасиво. И с тех пор страдаю, слыша это слово.

...Вчера: действие. Длится конституционный процесс. В статье в «Голосе Украины», кроме других предложений, мне удается обосновать необходимость замены термина «национальные меньшинства» на «национальные сообщества» или же «национальные общины». С этой же мыслью обращался ранее к некоторым руководящим аппаратчикам (еще при Л. Кравчуке) и членам конституционной комиссии. Но был ответ: это термин международный, ООНовский, а «сообщества», да и «общины» — это что-то такое себе...

...Сегодня: надежда. Читаю в новогоднюю ночь уважаемую мной газету «День» за последний день 1999-го. «Гражданское общество Украины: итоги ХХ-го века». Автор — уважаемый мной профессор Мирослав Попович. Он доходчиво объясняет, что такое общество, сообщество, община. Нахожу косвенное, но веское подтверждение моих взглядов, хотя Мирослав Владимирович и говорит:

«Различают сообщество» (community) и общество (society). Общество есть совокупность организаций и институтов, сообщество есть неуловимая целостность (подчеркнуто мной. — И.В. ), что характеризуется такими туманными чертами, как «ментальность», «культурно-политическая традиция» и прочее. Гражданское общество есть именно общество, а не неочерченное сообщество».

Так давайте очертим и поймаем эту «неуловимую целостность». Ибо она все же очерчиваема: единством взглядов, обращенных к своим корням, общностью обид за грязь со стороны соседей в отношении все тех же корней да еще многими факторами духа, которые часто становятся решающими. Каким оскорблением могло бы звучать в Украине, например, для россиян, слово «нацмен», когда они являют собой значительную долю украинского народа (аналогичного процента, по-видимому, нет ни в одной стране), да еще и потому, что на протяжении веков они называли «нацменами» многих других.

Что с того, что «нацменьшинства» — международный термин. Но ведь когда-то он зачался из чего-то отдельного. Так отчего Украине, обладающей такой этноисключительностью, танцевать под дуду колониальной эпохи? Термин «нацмены» не объединяет, а разъединяет. Все национальности велики — не количественно, а духом!

Иван ВАЛЬКО, профессор, доктор философских наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ