В то же время кардинальная налоговая реформа довольно флегматично воспринимается населением и никак не ассоциируется в обществе с сигналом к экономическому оздоровлению. На мой взгляд, украинский гражданин, став наименее налогооблагаемым в мире, должен одновременно и поддержать, и воспользоваться инициативами, идущими сверху.
Налоговая грамотность и формирование налоговой культуры — это одни из наиболее важных условий для того, чтобы реформы заработали. Принцип неизбежности и добровольности прочно закрепился в сознании налогоплательщиков развитых стран. Например, в Голландии добровольность уплаты налогов достигает 97%. Налоговая культура настолько глубоко лежит в сознании американца, что складывается впечатление о ее генетическом закреплении. Обращаясь с просьбой или претензией к власти, редкий американец не упомянет, что говорит о ней как налогоплательщик. Ментальность же украинца еще не позволяет говорить от лица налогоплательщика. Поэтому парадигма «налоги — основа благосостояния государства и общества» не воспринимается у нас как общечеловеческая ценность. Люди не понимают, для чего их принуждают платить налоги и лишают слишком большой части заработка. У нас неуплата налогов не только не влияет на деловую репутацию, но хитроумный «уклонист» чаще получает симпатии «в народе» за способность обмануть «систему». Философия «уклониста»: «Сколько у государства ни воруй, своего все равно не вернешь» — это своего рода щит, защищающий от внешних апелляций к совести. И воспитать налоговую культуру предпринимателя, живущего с такой философией, можно лишь при условии, что понятие о деловой репутации станет в Украине таким же, как и в развитых странах с устоявшимся кодексом чести.
Изменить ментальность и искривленную психологию украинского налогоплательщика будет не так просто. С одной стороны, советский период не требовал даже задумываться на тему о налогах. Зарплата выдавалась уже «очищенной», а единственная ассоциация с налогами возникала в сознании лишь тогда, когда взимали так называемые «холостяцкие». Но, главное, вся прибыль предприятия, какой бы большой она ни была, забиралась государством, равно как и убытки предприятия довольно толерантно погашались им же. С другой стороны, доверие населения к реформаторам рыночной экономики после 1991 года падало пропорционально степени обнищания основной его части. Введение налогов и налоговых служб было непонятно основным массам населения, и все эти службы воспринимались на манер татаро-монгольских сборщиков дани.
Существенным фактором стабилизации сбора налогов является доверие к властям, понимание и одобрение политики распределения налогов. Налогоплательщик хочет быть уверенным в том, что его средства будут израсходованы в интересах общества, на благо каждого гражданина, в т.ч. и его самого. Например, в США налогоплательщик имеет право подать иск властям штата, если становится очевидной нецелесообразность расходования бюджетных денег на тот или иной проект. Бюджет Украины остается далеким от прозрачности для граждан, что порождает недоверие и дает основания для уклонения от уплаты налогов.
Пока налогоплательщик — с одной стороны, и сборщики налогов — с другой, не поймут, что они — партнеры, и у первых не появится уверенность, что собранные средства действительно идут на благоустройство города, строительство дорог, научные разработки, развитие образования, медицины, ликвидацию стихийных бедствий, содержание армии, флота, милиции, вряд ли следует ожидать рост добровольности уплаты налогов. Взаимоотношения налогоплательщика и инспектора за рубежом реально выглядят как партнерские. Нередко начинающий предприниматель может увидеть своего инспектора только через три года работы, а понятия «налоговая консультация», «налоговые льготы» и «налоговый компромисс» — это основы устоявшейся налоговой культуры. Никто с автоматами в масках по коридорам не бегает, идет спокойная и компетентная экспертиза необходимой документации и партнерский диалог профессионалов своего дела. Лишь по отношению к умышленному и злостному уклонению от налогов применяются принудительные методы.
Формирование налоговой культуры населения невозможно без роста культуры и профессионализма работников налоговых органов. Прежде всего необходимо менять устоявшиеся стереотипы в отношении к налоговой милиции, которая остается в сознании украинцев «устрашающим придатком налоговой инспекции». Китай, впечатляющий своими темпами экономического роста, преподносит достойные подражания уроки и в сфере налоговой культуры. Простые граждане получают сообщения по почте или на мобильный телефон приблизительно следующего содержания: «Здравствуйте. Вы можете заполнить налоговую декларацию в электронной форме, посетив наш веб-сайт. В случае необходимости обращения в налоговую инспекцию, мы будем рады видеть Вас в любой день. Спасибо».
Нельзя сказать, что в Украине не уделяется внимание развитию налоговой грамотности и культуры, но складывается впечатление, что это нужно только ГНАУ. Ведутся тематические передачи на центральных каналах телевидения, не редки рекламные ролики и рекламные наклейки в общественном транспорте. Ян Табачник и Таисия Повалий стали пионерами в агитации за добровольный принцип уплаты налогов работниками культуры. В Украине принята программа формирования высокой налоговой культуры со школьной скамьи, поскольку пластика и сила детского восприятия наиболее яркие. Издана красочно иллюстрированная книжка для первоклассников «Сказка о налогах». По такому успешному пути пошли и в России. В Японии, где налоговые ставки очень высоки, высока и налоговая культура, т. к. стройная система знаний об экономике и налогах интегрирована в обязательные школьные дисциплины.
Правильно продуманная просветительская работа всегда дает результаты в любой стране. Конечно, гражданское самосознание украинцев еще не скоро дойдет до инициатив, подобных инициативе австралийского фермера, который обратился с ходатайством в местное налоговое управление о взимании подоходного налога с... его обезьяны. Обезьяна Джонни умела водить трактор и весь день трудилась с хозяином в поле, нагружала и разгружала волокушу сеном, водила лошадей на водопой. И все делала самостоятельно, не хуже любого другого наемного рабочего. Разумеется, фермер рассчитывал на получение пенсии обезьяной, когда они оба состарятся.
Особый акцент на формирование условий для партнерства, широкого внедрения принципа добровольности сделан в Стратегическом плане развития ГНАУ. Для этого в течение ближайших 10 лет предусматривается существенная трансформация налоговой службы: введение новых стандартов налогового администрирования; повышение профессионализма ее сотрудников с внедрением «стандартного и прозрачного» обслуживания налогоплательщиков через Интернет, прибегая к личным контактам лишь в случае, когда специальные программы сигнализируют выявление несоответствий в налоговой отчетности; разработана процедура налогового компромисса (торга). Предполагается, что в ходе такой трансформации службы удастся поднять добровольность налоговых платежей с 54% до 80% к 2013 году. Однако просветительскую работу следует поставить более широко и последовательно, не ограничиваться социальной рекламой типа: «Заплати налоги — и спи спокойно». Пока эта «мозаичная» работа напоминает маленькие лоскутки добротной ткани на большом ветхом одеяле. До системного подхода, особенно в работе с «видавшими виды» бизнесменами, еще далеко. И никакие красноречивые «сказки» их не разжалобят.
Установление оптимального для государства и его граждан налогообложения везде и во все времена было наиболее сложной задачей, требующей «тонкой настройки» как на уровне налоговых ставок, так и в установлении психологически гармонизированных отношений. Только такая умелая настройка даст прирост государственной казне и повысит уровень жизни граждан.