Человеческая психика имеет достаточно интересное свойство:
она перестает реагировать на большие цифры огромных человеческих страданий
и смертей. Недавние два материала «Дня» о «пяти гробах» ежедневно для погибших
по причине несчастных случаев на производстве, следовали за «ненужными»
почти 80 тысячами смертей в Украине, по-моему, имели в виду разрушить защитную
оболочку, защитный порог безразличия читателей, но при обедневшем народе...
По моему глубокому убеждению, следует учить людей быть здоровыми и не только
медикам разных специальностей, но и средствам массовой информации. Необходимо
произвести стратегию здорового индивида, а не находить панацею от болезней,
даже самых тяжелых, о чем мы умеем писать, ибо здесь присутствует драматизм
и даже трагизм. Следует включить экономические рычаги уменьшения употребления
табака, алкоголя, наркотиков. Отличным примером такого экономического рычага
является планомерная борьба многочисленных американских общественных организаций
за рост цен на пиво, ибо его гиперпотребление группой риска дает ежегодно
три миллиона случаев заболевания гонореей. Еще одним видом экономического
наступления являются коллективные и индивидуальные судебные иски против
табачных компаний (первые «стоят» миллиарды долларов, а вторые — десятки
миллионов).
Обучение здоровому образу жизни ведется очень разнообразно,
с использованием различных средств, начиная с рекламы, серии материалов
«каждая женщина», «каждый подросток» и т.п. Стоило бы материалу об употреблении
алкоголя харьковскими школьниками иметь не только «драматическую» ситуацию,
но и, возможно, какой-то маленький рецепт преодоления ее с привлечением
европейского опыта, тогда бы он был не просто свеж и интересен, но и полезен.
Американцы даже используют «страшную» рекламу: к дорожным знакам добавляют
знак «рак груди» и сигарета. Каждой красавице в шикарном авто придется
хоть на секунду подумать, что необходимо заботиться о здоровье пока не
поздно. Шире всего используются возможности ненавязчивой, но убедительной
рекламы в витринах магазинов и других зданий. Но в первую очередь идет
жесткая просветительская ежедневная неблагодарная работа по выработке здоровых
основ жизни, хотя индустрия потребления агрессивно нацелена на молодежь:
одежда, музыка, электронные игры, секс, а все остальное — трын-трава. Но
существует общественная семейная пропаганда и она часто срабатывает на
личность ориентированную. Мы также должны сполна использовать все средства
влияния, чтобы воспитывать личность, ориентированную на собственное здоровье,
а остальное приложится и, возможно, не придется глотать миллиарды таблеток,
ложиться под скальпель, преждевременно становиться инвалидами. Ибо, например,
невинное прослушивание музыки в наушниках делает 40% глухими в возрасте
30—35 лет. Отдельного разговора требует СПИД, где наиболее эффективным
«лекарством» оказался «безопасный секс», о чем нужно говорить тактично
и убедительно. «Сердечники» в основном жертвы гиподинамии, а «гипертоники»
— стрессовых, конфликтных ситуаций. Научить избегать их намного эффективнее
и дешевле, чем пребывание в больнице. Здоровая сбалансированная диета,
культура жизни, качественные напитки также не нуждаются в больших средствах,
но эффект самый лучший...
Олег ДРАГАН, Ужгород