Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Наша «вузовская язва»

13 марта, 2004 - 00:00

Хочу откликнуться на дискуссию о проблемах нашего высшего образования. Особенно хочется поспорить с академиком Владимиром Семиноженко («День» от 20.02.2004). Автор статьи «Образование: наши проблемы и евростандарты» справедливо пишет, что «...при этом практика показывает видимое ухудшение качества образования». Однако причины, которые он перечисляет ниже — коммерциализация и гуманитаризация (в ущерб «математизации») образования — не главные. На мой взгляд, главный бич нашего высшего образования (как и нашей науки, и многих других интеллектуальных сфер) — полное отсутствие конкурентной среды. В Украине академиком, доктором наук, профессором не нужно БЫТЬ фактически, т.е. ежегодно подтверждать свой высокий статус созданием европейски известной научно-образовательной школы, написанием первоклассных учебников, публикацией научных статей в журналах из списка «ISI», высоким «индексом цитируемости», участием в престижных международных научных и образовательных форумах и т.д. В Украине главное — ДОКУМЕНТАЛЬНО ОФОРМИТЬ свой статус: организовать написание и защиту диссертации, пробить диплом ВАКа, организовать своё избрание член-корреспондентом или академиком, выбить себе должность высокого научного или министерского чиновника и т.д. А дальше — можно отдыхать...

Три четверти таких докторов-профессоров-академиков не владеют английским языком и понятия не имеют, что творится за пределами Украины в их научной сфере (как, впрочем, и «иностранная научная сфера» не имеет понятия о существовании в природе этих «трёх четвертей»). Однако уровень оплаты труда в наших ВУЗах зависит именно от этих самых «бумажек», «выцарапанных» в ВАКе, в Президиуме НАНУ и в прочих бюрократических конторах времён ЦК КПСС, но отнюдь не от вышеперечисленных результатов труда вузовского работника. Всё это приводит и к оттоку знающих себе цену ученых на Запад (и не надо всё сводить к зарплате — не менее существенным является и моральный фактор!), и к тому, что наша система высшего образования весьма коррумпирована...

Из-за отсутствия конкурентной среды вытекает и другая наша беда — в западных вузах, с одной стороны, есть кафедры, например, математики, которым по 100 лет, и традициями, которыми справедливо гордятся; с другой стороны — в бурно развивающихся современных отраслях (информационные системы, биотехнологии, экология, экономика и др.) часто и решительно создаются новые кафедры, а «старые» закрываются или реорганизуются: отстать от времени для западного вуза — смерти подобно. (Мне представилась возможность побывать в некоторых из них — Калифорнийский университет; Гарвардский университет в Бостоне, штат Массачусет; университет Святого Джона в Кэмбридже). В наших же вузах повсеместна практика сохранения кафедр «позавчерашнего дня» с таким же «позавчерашним» профессорско-преподавательским коллективом, который закостенел на устаревших позициях «классно-предметной» системы преподавания, на лекционном материале, не обновлявшемся со времён «царя Гороха», на «лабораторках» с пробирками и пипетками, разработанных еще в 1950 году. А многие наши вузы (особенно это касается провинциальных государственных вузов и их филиалов, многих негосударственных вузов, а также заочной формы обучения в целом) вообще имеют крайне низкий, местами просто непотребный уровень и являются своеобразными «высшеобразовательными забегаловками». Однако медики уже давно доказали, что постоянное питание в «забегаловках» очень вредно для желудка и заканчивается, как правило, язвой.

Михаил КРАСНЯНСКИЙ, профессор Донецкого Национального технического университета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ