В то время как усилиями РПЦ над Украиной промелькнула тень только что канонизированного Архиерейским собором в Москве последнего российского императора Николая II, в нашем западном регионе, в Галичине, на Буковине и в Закарпатье, причем не в церковных, а светских интеллигентных кругах вспоминали 170-ю годовщину рождения «светлейшего цесаря» Франца Иосифа II (18 августа 1830 г.). Люди, знакомые с историей того времени и бытом родного края, вспоминали о том, что «народ Австрию и цесаря просто любил», а цесарь называл галичан, галицких вояк «тирольцами Востока»; что в значительной степени благодаря благоприятной для украинской общины политике Франца Иосифа Галичина стала наиболее национально сознательным регионом Украины, «инкубатором идей» для подчиненной России Надднепрянщины...
Одна из самых уважаемых львовских газет — «Поступ», популярная среди молодежи и интеллигенции, по случаю юбилея цесаря поместила интересную статью — эссе руководителя Центра политических исследований «Новая волна» Костя Бондаренко. В этой статье автор, между прочим, говорит и о том, что в нынешнем спектре политических идей, симпатий и «тихих» надежд, бурлящих в странах Центрально-Восточной Европы, присутствуют откровенные симпатии по отношению к Вене. «Конечно, восстанавливать Австрийскую империю никто не собирается. Но у нас настолько тесно переплелись исторические судьбы с венграми, поляками, чехами, хорватами, австрийцами и прочими жителями Дунайской империи, мы настолько связаны геополитически, что стоит подумать о констатировании единого цивилизационного поля», — пишет Кость Бондаренко.
Известный «Вышеградский четырехугольник» (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия), к сожалению, не преобразовался в пятиугольник с приобщением Украины, хотя в свое время это предлагал нашим западным соседям наш первый президент Л. Кравчук. Вышеупомянутая четверка (а поначалу «троица», без Словакии) решила совместно, в таком ограниченном составе добиваться полного членства в Евросоюзе, на первой волне его расширения на Восток. Зато с участием Украины в центре Европы сложилась другая интересная конфигурация — Бухарестский треугольник (плюс Румыния и Польша), которую можно назвать также «Балто-Черноморской дугой».
Так что в интересных конфигурациях нет недостатка. Неправдой, а возможно, и выгодной какой-то «другой силе» провокацией является утверждение о том, что якобы «все чуждаются Украины» и «нас никто не хочет в своем обществе», — дело в том, что все ожидают по-настоящему самостоятельной, четко артикулированной политики Киева. Декларируемая нами «многовекторность» является для наших западных соседей каким-то причудливым ребусом, если не «новым» покрывалом старого «москвоцентризма».
...«Вызывание духа» Франца Иосифа не таит в себе никакой опасности для Украины и всего, что с ней связано (с Николаем II дела oбстоят иначе). Как и для других стран и этносов в той части Центральной Европы, которая когда-то была под патронатом Вены. «Феномен Австрии» и центральноевропейского цивилизационного поля анализирует известный мыслитель современности, чешский писатель Милан Кундера (напомню также, что из этого региона происходят такие выдающиеся деятели политической мысли ХХ в., как Хаек, Поппер). Возможно, восточноукраинских читателей «Дня» заинтересует то, что галичане, скорее всего, симпатизируют австрийскому «правому» Йоргу Хайдеру и его Партии свободы, министрам венского правительства, которые отвергают французский или франко-немецкий диктат в Евросоюзе, ущемление интересов и прав «младших» или «более слабых» стран. Украинских «западников», как и их западных соседей, претендующих на вступление в ЕС, не раздражает присутствие и влияние американцев на европейском континенте — они, скорее всего, за сохранение, а не ослабление этого влияния. В отличие, к примеру, от Франции или России.
В нашем западном регионе знают или, во всяком случае, пытаются знать о социальных и политических чувствах, симпатиях и антипатиях «восточников», понимать их и того же ждут по отношению к себе. (А одной из важных функций СМИ является давать людям как можно больше информации об окружающем мире, окружающей действительности, о том, что думают и как действуют другие). Мы, граждане одной страны — Украины, должны поладить по всем вопросам, находить основы для нашего общего патриотизма в украинском многообразии.
Вот какие рефлексии вызвали у меня события, с которых я начал эту заметку.