«Источником стойкого экономического роста должны стать новые научные знания, их продуцирование, коммерческое применение и полученный технологический опыт». Эта красочная выдержка из президентского послания конца прошлого века в настоящее время выглядит прекраснодушным ретропожеланием, способным вызывать разве что грустную улыбку.
Неплохо власти хотя бы изредка прислушиваться к мнениям ученых и специалистов, а их рекомендации, какими бы тяжелыми и неосуществимыми они не казались, принимать к обязательному выполнению. Украинская экономика будет всегда находиться на грани стагнации, если не удастся заметно снизить ее энергозатратность. До реального начала решения проблемы дело дошло лишь сегодня, после откровенного политического шантажа России по поводу цены на импортированный природный газ. Показательной была и реакция власти по предупреждению кризиса 2008 года, который никак не мог обойти Украину: соответствующие своевременные рекомендации Института экономики и прогнозирования НАН Украины просто игнорировались.
Наступило время поговорить о болезненной и давней проблеме практического применения научных разработок, которые можно рассматривать как одну из составляющих инновационного развития. Выглядит так, что органы власти не знают, как подступиться к этому, безнадежно запущенному еще с советских времен, делу.
В Министерстве образования и науки, молодежи и спорта решили при оценивании качества научно-практической деятельности университетов отдавать преимущество внедрению результатов исследований и умению зарабатывать деньги. Такие новшества не вызвали энтузиазма даже в вузах и на отдельных кафедрах технического направления (что уже говорить о гуманитарных!). Причина проста — для доведения разработок до состояния, необходимого для внедрения в производство, нужно специальное оборудование, опытные стенды, укрупненные установки, а всего этого почти нет в университетах (да и академическим институтам его катастрофически не хватает).
В развитых странах эту стадию разработок выполняют венчурные фирмы, наш же венчурный капитал еще не дорос до производственной деятельности и занимается главным образом операциями с финансовыми активами и недвижимостью. Похоже, нам не избежать решения этих задач — оснастки технических вузов минимумом современного оборудования и организации дееспособных венчурных фирм (возможно, с частичным участием в их деятельности государства).
Услышим «очень резонные» разъяснения, что подобные планы связаны с большими финансовыми затратами и вообще вряд ли реальны: действительно, сегодня в моде идея организации наукоградов. Но можно же начать с использования предусмотренных на текущий год, но не востребованных, переходных бюджетных средств. Среди таких, на удивление, значится фонд инновационного развития. В прошлом году он, по данным статьи В.Княжанского «Кто поселится в городах науки» (см. «День» № 137-138 от 5 августа 2011 года) составлял восемь миллиардов гривен. Деньги немалые (хотя и в десятки раз меньшие, чем потраченные, например, на госзакупки) и очень необходимые для кредитования перспективных разработок и создания новых производств. Но есть инновационные законы, рассказывает директор Института проблем регистрации информации НАН Украины В.Петров, не позволяющие это сделать, а до внесения в них очень необходимых поправок у нынешней Верховной Рады дело уже вряд ли дойдет.
Конечно, даже при самом широком использовании отечественных научно-технических разработок преодолеть деиндустриализацию нашей экономики последних десятилетий невозможно. По мнению экономистов, для достижения настоящего стратегического развития необходимо создать и обеспечить деятельность (со значительным участием государства) крупных корпораций, которые должны иметь современные высокие технологии, с производствами экспортного направления, тогда как малый и средний бизнес должен работать на внутренний рынок.
Впрочем, в целом перспективы использования украинских технологий и некоторых товаров на международном рынке не так уж и плохи — они оказались достаточно конкурентоспособными и имеют спрос в развивающихся странах, включая группу БРИК. Наши же внутренние проблемы внедрения разработок научных и технических школ, развития инновационной деятельности остаются где-то на обочине государственной политики.