Говорят, в сложные времена прежде всего страдает культурная сфера. Но иногда трудности придают ей мощный импульс — развиваться не благодаря, а вопреки.
Мирослав ЛАЗАРУК, директор Черновицкого областного мемориального музея Владимира Ивасюка:
— В Черновицкой и Львовской областях объявлен Год Владимира Ивасюка. 4 марта 2009 года Владимиру исполнилось бы 60 лет. А 22 мая 2009 года грустная дата — 30-летие захоронения композитора. Еще в сентябре в этом году исполнится двадцать лет фестивалю украинской эстрадной песни «Червона рута». Совпали три абсолютно важные даты, которые имеют значение не только, скажем, для почитателей эстрадной песни, но и для более широкого круга. Наверное, поэтому Музей Ивасюка обратился в областной совет и тот единогласно принял решение о том, чтобы объявить 2009 год Годом Владимира Ивасюка.
Мероприятия начались 14 февраля, т.е. в прошлую субботу. В частности, прошла большая презентация фотоальбома «Владимир Ивасюк: вернись из воспоминаний», где собрано более восьмисот фотографий, документов, рисунков, репродукций рисунков Владимира. Были друзья Владимира, однокурсники, одноклассники, звучали его самые любимые мелодии — «Червона рута», «Водограй», «Я піду в далекі гори». Недавно инструментальные произведения Ивасюка вышли в свет в Дрогобыче. Можно считать, что они вернулись к жизни, потому что каждый музыкант может сейчас их исполнять. Важно, что презентация собрала много молодежи.
К юбилею мы планируем провести конкурс имени Владимира Ивасюка «Мандрівний музика». Это конкурс молодых композиторов, в возрасте до 20-ти лет, который уже традиционно проводится у нас в Черновцах, но в этом году мы его приурочиваем к юбилею, а итоги будут подводится в мае.
Еще один очень важный момент — начали готовить собрание произведений Владимира Ивасюка. Очевидно, это будет двухтомник, как минимум. Первый том — песни. Кстати, у нас в музее хранится 98 оригиналов песен Ивасюка. И второй том — переписка Владимира Ивасюка с родителями, друзьями, близкими, родственниками. Это также большой объем, который будет отражать жизнь Владимира в переписке. Там же будут и выражения Владимира об искусстве, о народном творчестве, будут материалы о нем, его стихотворения.
Юрий ЕРМОЛЕНКО, художник:
— На днях я открыл собственную выставку «Перуанская игрушка». В своей работе я пытался избавиться от каких-либо дополнительных комментариев. А использовать исключительно визуальный образ. Выставка родилась из моего путешествия по Перу, о котором в двух словах сложно сказать. Это абсолютно другая энергетика, действительность, абсолютно другой материк и другие расстояния. Я, кстати, это также подчеркиваю в проекте. Например, простыми какими-то вещами. Опять же есть линия горизонта, есть небо, есть абсолютно строгая, какая-то плоская земля. Странная, серая, красноватая почва.
Когда находишься в стране двадцать дней, пересекаешь ее полностью на машине, ты можешь эпизодически собрать материал посредством фотоаппарата. Я художник, мне важен визуальный образ, поэтому я лично занимаюсь живописью, а не литературой. Любой художник собирает материал. В данном случае в документировании ситуации мне важна была точность, поэтому, конечно, фотоматериал обязательный.
Сергей РУДЕНКО, руководитель проекта «Буквоед»:
— На прошлой неделе Национальная экспертная комиссия общественной морали запретила книжку Олеся Ульяненко. Несмотря на предположение многих, я не считаю, что это пиар-акция. Потому что книжки Олеся Ульяненко изъяты из книжных магазинов, т.е. «Клуб семейного досуга» после получения вердикта Комиссии изъял книгу из продажи. Такой вердикт Комиссия могла бы вынести и сотням других книг, которые есть сегодня на рынке. Но это не значит, что издатели должны сразу же выполнять ее решение. Если бы я был издателем, то я бы обжаловал это решение в суде и продавал бы эту книгу далее. Но «Клуб семейного досуга» решил выполнить требование Национальной комиссии, и я не понимаю — почему.
На самом деле меня удивляет в этой ситуации позиция таких структур, как Союз писателей Украины и Ассоциация украинских писателей. Эти две структуры, одна из которых является государственной, а другая негосударственной, могли бы что-то сказать по этому поводу. Ведь Олесь Ульяненко — это не мальчик с улицы. Это лауреат малой Шевченковской премии Украины, т.е. это писатель, которого учат в вузах, в школах. И вдруг он становится порнографом по вердикту какой-то там пани из Национальной комиссии, которая якобы заботится о морали. К тому же этот вердикт Национальная комиссия обнародовала уже после того, как книжка продавалась в книжных магазинах. Т.е. фактически треть тиража вышла в свет, люди ее купили. Что теперь — ездить по квартирам и собирать их, потому что это, видите ли, порнография? Поскольку инвестором «Клуба семейного досуга», насколько я владею информацией, является иностранец, то он решил выполнить решение, поскольку работает на украинском рынке. Ему приходится общаться с государственными структурами. Проигнорировать это решение — значит, войти в конфликт. Пострадал Ульяненко. Правда, если он сейчас сделает электронную версию и изложит ее в интернете, то думаю, что она будет пользоваться очень большим успехом и спросом. Ни об одной книге в последнее время столько не говорят, как о книге Олеся Ульяненко.