Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не бояться знаний

19 августа, 2005 - 20:25

Согласно Указу Президента Украины, с 1 сентября во всех школах Украины появится новый предмет — христианская этика или этика веры (окончательного названия пока что нет). Заявления о его введении, которые звучали до принятия указа, воспринимались далеко неоднозначно. Многие люди и теперь высказываются против преподавания в школе «такой деликатной дисциплины»: одни относятся к ней с возмущением, другие — более сдержанно, но все-таки скептически. И такая ситуация выглядит странной по нескольким причинам. Иногда создается впечатление, что люди, которые в конце прошлого года сами начали изменения в своей стране, теперь стремятся отступить назад, закрыться руками от новых предложений, даже не разглядывая, в чем эти предложения состоят. А поэтому, не рассмотрев, сразу приводят целую кучу аргументов против нового предмета.

Наибольшим препятствием введению в школах христианской этики называют существование в Украине многих конфессий. Из-за этого, мол, учителя-священники будут необъективными в трактовке некоторых религиозных аспектов, пытаясь подать их каждый с позиции собственного патриархата. Но скажите, почему такая проблема не поднимается в связи с преподаванием других гуманитарных («неточных») наук, таких как литература, история и тому подобное? Казалось бы, здесь должна возникать еще большая путаница, потому что каждый учитель может по-своему оценивать художественное произведение или историческое событие. Однако в то же время существует единая программа и учебник, этой программой утвержденный, а поэтому нет опасности в навязывании учителем одного мнения.

Второй аргумент «против»: за один месяц невозможно разработать качественную учебную программу, а также написать учебник, а значит, новый предмет будут преподавать неквалифицированно.

Но ведь известно, что в нескольких западных областях Украины христианская этика преподается уже 10 лет, то есть опыт введения такой дисциплины уже есть.

Многие считают неуместным преподавание христианской этики в школе из-за того, что церковь в Украине отделена от государства, а школа — от церкви. Соответственно, церковным образованием должны заниматься специальные воскресные школы, куда можно ходить по собственному желанию.

Однако, по словам министра образования и науки Станислава Николаенко, новый предмет не ставит перед собой задачу заставить ребенка верить в христианские догмы. Цель его, как и любого другого курса, — дать информацию о части нашей действительности. Человек может быть атеистом, но ему, как образованному лицу, следует знать, что такое религия, от которой он стремится отстраниться. Кроме того, по моему мнению, введение христианской этики именно как одного из общеобразовательных предметов могло бы принести немалую пользу, ведь эти знания стали бы хорошим дополнением к другим школьным курсам. Речь идет прежде всего о гуманитарных предметах (история, эстетика, культурология, человек и общество). К тому же, без основ христианской этики невозможно в полной мере понять своеобразие украинской литературы, ее истоки, ее основные мотивы, которые очень отличаются от мотивов других мировых литератур именно благодаря мощному воздействию христианской морали на украинских писателей.

Интересно, что в соответствии с социологическими опросами, которые проводились накануне Пасхи, больше 80% украинцев считают себя верующими. Следовательно, за 70 лет советской атеистической пропаганды из сознания нашего народа не удалось искоренить христианской веры, а значит, новая дисциплина придет не на мертвую почву. С другой стороны, она поможет получить знания, которых сегодня недостаточно даже у верующих людей.

Должна прибавить, что аргументы против введения нового предмета чаще приводят именно представители старшего поколения, воспитанные как «профессиональные» атеисты во времена СССР. Среди мнений, которые я слышала, было, например, такое: религия — это, во-первых, обман, во-вторых — дело прошлого, а мы должны идти в будущее. Поддерживая последнюю часть этого выражения, прибавлю от себя: если мы идем в будущее, то должны не бояться знаний, тем более таких, которые несут в себе духовность. Ведь от знаний еще никому на земле не было вреда.

Анастасия КОЛОКОЛОВА, студентка Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ