Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не изучать легче, чем изучать

Еще раз о языковом вопросе профессора В. Васютинского
1 июля, 2010 - 19:36

В ответ на его статью в газете «День» за 08.06.2010 («Факты и эмоции языкового вопроса») не хочется полемизировать с автором по поводу его разгромной критики на мои критические замечания в отношении его статьи, опубликованной ранее («День», 14.04.2010). Каждый имеет право на собственное мнение, на собственную интерпретацию фактов, даже на свои эмоции — спасибо единственной действительно украинской газете «День», благодаря которой это пока что возможно в нашей Украине.

Хочу обратить внимание профессора только на некоторые положения, с которыми никак не могу согласиться.

Во-первых, самое существенное. В первые годы независимости юго-восточные русские и русскоязычные украинцы бросились изучать украинский язык, были раскуплены все российско-украинские словари (это факт, в частности в Харькове). И, казалось бы, украинизация государства Украина закономерна и неизбежна...

Но вот появилась Партия регионов, которая, не имея высоких идей в политике, экономике, подхватывает лозунг о правах русских в Украине, а поскольку их всего 20%, то для увеличения своего электората регионалы приобщают к своим идеям русскоязычных. И пошло-поехало... Ведь не изучать легче, чем изучать. Не без огромной активной информационной экспансии соседнего государства этот вопрос был доведен до раскола страны. А господин Васютинский решил помочь забить эти языковые клинья дальше, охарактеризовав украиноязычных и русскоязычных граждан как две группировки, которые существенно отличаются не только языком, но еще и по ментальности и динамичности.

Факт, что там, где живут русскоязычные, в частности в городах, более развита промышленность, инфраструктура. Но это не потому, что там русскоязычные, а потому, что советская индустриализация просто уничтожила в этих регионах украинский народ, превратив его в русскоязычное советское население (см. Иван Дзюба. Воспоминания и раздумья на финишной прямой. — Киев: «Криниця», 2008. — 928 с.).

Во-вторых, г-н Васютинский считает, что сегодня культура творится в городах, где есть телевидение. Простите, но, к сожалению, в большинстве своем телеканалы создают антикультуру, создавая не культурный, а халтурный продукт. Прошу прощения у тех нескольких каналов и некоторых телепрограмм, где пытаются поднимать украинское возрождение. У меня есть друг, который уже много лет назад вообще отказался от телевидения. На мой взгляд, его уровень культуры остается довольно высоким, во всяком случае значительно выше по сравнению с теми, кто регулярно потребляет телевизионную жвачку, из которой следует, что в стране якобы есть только две категории людей — политики и эстрадные артисты, да еще мыльные пузыри сериалов для заработка артистов, а в основном для размещения рекламы.

Поэтому, наверное, сельские культурные достижения, собранные благодаря нашему живому классику Лине Костенко в Чернобыльском Полесье, значат больше, чем сегодняшние достижения телевидения, так как телевидение — это лишь средство передачи культурного продукта до ведома народа.

В-третьих, что касается зарабатывания на хлеб и выращивания хлеба. Господин Васютинский прав — все зарабатывают на хлеб (кроме, конечно, тех, кто ворует, которые живут сегодня лучше тех, кто зарабатывает). Но я писал о тех, кто выращивает хлеб, зерно, а на этой ниве трудится только крестьянин. И если жители города, работники большинства сфер производства пользуются ископаемой энергией (нефть, газ, уголь) без ее возобновления, то крестьянин, землепашец в своей земледельческой деятельности — единственный в мире, кто аккумулирует солнечный свет с помощью растений, создает дополнительную энергию на Земле. На это обратил внимание Маркса и Энгельса наш украинский ученый С. Подолинский (1850—1891) еще в XIX в., полемизируя с классиками марксизма о добавочной стоимости (Подолинский С. Избранные произведения. — Монреаль, УІТ, 1990 — 208 с.).

А для этого производства без крыши, среди ураганов, ливней и засух необходимы и талант, и знания, да и вообще способности, наверное, не меньшие, чем в сталелитейном деле, машиностроении, а, возможно, и большие...

И напоследок. Господин Васютинский, опираясь якобы на факты, продолжает утверждать об усилении украинских настроений. А где же эти факты? Разве что в современном правительстве, в президентских и правительственных заявлениях, программах? В этих официальных документах, как говорит в своем интервью Николай Томенко («День», 10.06.2010), руководители страны даже побоялись использования таких слов, как «национальное образование», «национальная экономика», «украинская культура», «украинская нация», заменив «украинское» на «отечественное», неизвестно какой Отчизны. Пока что это наша общая украинонаплеватизация, и не только в языковом вопросе.

Единственное, с чем я согласен с г-ном Васютинским, что в вопросах украинизации (добавлю — и построения государства) мы должны быть «настойчивее, единее и объективнее». И дай нам, Бог, чтобы украинизация и создание государства Украина стали незбежны!

Украиноязычный украинец, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ