Украина «отмайданилась», «оторанжевилась» , «отизбиралась». А дальше? Что меня страшит больше всего? Не упиться эйфорией, не заговорить оранжевую революцию, не посеять толику недоверия в сердцах. Это было бы ужасно, это был бы конец нашему государству, нашему люду. Предвыборные лозунги, заранее подписанные указы — это приятно слушать, но... Не следует забывать, что лозунги — для сердца, а желудок нуждается совсем в другом.
Время — для административной реформы, с которой и следует начинать новоизбранному Президенту. Существующая управленческая система негибкая, непонятная, количественно безграничная и многоэтажная, нечестная на руку. Такое законодательство. Сегодняшний административно- территориальный уклад устарел и его нужно менять. Низовой (базовой) единицей должна быть экономически самодостаточная территориальная община, созданная путем укрупнения сельских советов. Это первый этап. На втором — укрупнение районов, на третьем — регионов. Не федерализация, а восстановление исторических территориальных образований: Подолье, Слобожанщина, Полесье, Таврия и тому подобное.
Но сократить управленческий аппарат — половина дела. Необходимо создать такой аппарат, который бы служил национальным интересам Украины, обществу, и, в первую очередь, каждому гражданину, а не кланам и своей семье. Однако полагаться на админреформу, как на панацею, не стоит. Она долгосрочная и комплексная. Ее нельзя сводить к разовым акциям, как мы это уже делали. Органы государственной власти всех уровней в том виде, каковыми они являются сегодня, отстали от потребностей дня и не отвечают основам рыночной экономики. Их главная функция, по моему, — не управлять и контролировать (собственно, управлять уже некем и нечем: что-то разграблено, что- то «прихватизовано», что-то просто разбазарено), а предоставлять информационно-консультативные услуги. Управленец в условиях рыночной экономики — это государственный деятель, у которого не может быть восьмичасового рабочего дня. И заработная плата, и пенсия отличают его от простого рабочего. Во многих ли государственных учреждениях горит свет после 17 часов? Можете ли вы застать чиновника на своем рабочем месте в выходные дни? Вопрос риторический.
Государственная власть станет дееспособной при условии, если граждане страны, области, района, общины будут знать, чем занимается центральная, региональная власти и за что они несут ответственность. А это возможно только в том случае, когда в органы власти придут люди с новым экономическим и политическим мышлением, люди, доказавшие свою способность работать в условиях несовершенства и незавершенности нынешней законодательной базы. Одним словом, патриоты, профессионалы, порядочные и честные люди. Сегодняшние руководители всех рангов, их заместители, начальники управлений, отделов — от министерств до глав райадминистраций, должны уйти в отставку. Чем будут заниматься? Все они будут при деле, в конце концов, возглавят свои предприятия, магазины, фермерские хозяйства, СООО и тому подобное. Опыт других стран учит, что радикальные перемены возможны при условии, когда будут заменены не меньше 30 процентов руководящих управленческих кадров, в наших условиях — стопроцентно. Не клерков — у них есть огромный опыт и они способны выполнить какую угодно работу. Поставьте перед ними только правильные задачи, которые и должны поставить новые управленческие руководители.
У нас сегодня сверхвысокий уровень безработицы. Задача создать пять миллионов рабочих мест — далеко не простая, но не такая уж и нереальная. Рассчитывать на восстановление рабочих мест на заводах-гигантах нельзя. Продукция устарела, материало- и энергоемкая, сузились рынки сбыта. Надежда — малое и среднее предпринимательство, частное. Но отношение к нему со стороны государства (чиновника) — как к «дойной корове». А «дояров» у нас более чем достаточно. Но если корову не кормить, с нее как «с козла молока». В конце концов мы должны понять, что само малое и среднее предпринимательство способно создать дополнительные пять миллионов рабочих мест. Сейчас же оно напоминает кобылу, которой натянули поводья (налоговые, таможенные, отсутствие кредитования и тому подобное), запрягли в повозку и давай погонять — побежит или не побежит?
Эффективность работы министерств и ведомств, региональных государственных органов и местного самоуправления следует оценивать по их способности восстановить производство, создать новые предприятия, укротить безработицу, стать экономически самодостаточными. Сегодняшние безработные — это люди, имеющие высшее и среднее образование, высокие рабочие квалификации, а, главное, желающие работать! Им не нужны субсидии, им нужна работа.
Время для конституционной реформы. Не той, за которую проголосовали в конце прошлого года. Очень интересно получается: мы отбираем часть прав у Президента в то время, когда у нас отсутствует закон о Кабинете Министров. Выходит, что нет ни того, ни другого. Кто же будет управлять процессами создания государства, экономикой и тому подобное? Не согласен и с теми, кто выступает за выборность губернаторов. «Глаз государев» нужен именно на уровне области. Его задача — отслеживать соблюдение законов Украины, указов Президента, постановлений Кабинета Министров. Поэтому это «мертворожденное дитя» — конституционную реформу в существующем виде — нужно отменить. У народа же не спросили. Такие принципиальные законы следует принимать референдумом, а не в сессионном зале Верховной Рады. Дайте людям пожить при народном Президенте. Если что- то будет не так, то скажем это на Майдане.
Мы проснулись от продолжительной спячки, почувствовали себя народом, силой. Дай нам, Господи, всем ума, всем сорока восьми миллионам украинцев!