Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не наступить бы на грабли,

или Как сделать государственную власть дееспособной
18 февраля, 2005 - 20:53

Украина «отмайданилась», «оторанжевилась» , «отизбиралась». А дальше? Что меня страшит больше всего? Не упиться эйфорией, не заговорить оранжевую революцию, не посеять толику недоверия в сердцах. Это было бы ужасно, это был бы конец нашему государству, нашему люду. Предвыборные лозунги, заранее подписанные указы — это приятно слушать, но... Не следует забывать, что лозунги — для сердца, а желудок нуждается совсем в другом.

Время — для административной реформы, с которой и следует начинать новоизбранному Президенту. Существующая управленческая система негибкая, непонятная, количественно безграничная и многоэтажная, нечестная на руку. Такое законодательство. Сегодняшний административно- территориальный уклад устарел и его нужно менять. Низовой (базовой) единицей должна быть экономически самодостаточная территориальная община, созданная путем укрупнения сельских советов. Это первый этап. На втором — укрупнение районов, на третьем — регионов. Не федерализация, а восстановление исторических территориальных образований: Подолье, Слобожанщина, Полесье, Таврия и тому подобное.

Но сократить управленческий аппарат — половина дела. Необходимо создать такой аппарат, который бы служил национальным интересам Украины, обществу, и, в первую очередь, каждому гражданину, а не кланам и своей семье. Однако полагаться на админреформу, как на панацею, не стоит. Она долгосрочная и комплексная. Ее нельзя сводить к разовым акциям, как мы это уже делали. Органы государственной власти всех уровней в том виде, каковыми они являются сегодня, отстали от потребностей дня и не отвечают основам рыночной экономики. Их главная функция, по моему, — не управлять и контролировать (собственно, управлять уже некем и нечем: что-то разграблено, что- то «прихватизовано», что-то просто разбазарено), а предоставлять информационно-консультативные услуги. Управленец в условиях рыночной экономики — это государственный деятель, у которого не может быть восьмичасового рабочего дня. И заработная плата, и пенсия отличают его от простого рабочего. Во многих ли государственных учреждениях горит свет после 17 часов? Можете ли вы застать чиновника на своем рабочем месте в выходные дни? Вопрос риторический.

Государственная власть станет дееспособной при условии, если граждане страны, области, района, общины будут знать, чем занимается центральная, региональная власти и за что они несут ответственность. А это возможно только в том случае, когда в органы власти придут люди с новым экономическим и политическим мышлением, люди, доказавшие свою способность работать в условиях несовершенства и незавершенности нынешней законодательной базы. Одним словом, патриоты, профессионалы, порядочные и честные люди. Сегодняшние руководители всех рангов, их заместители, начальники управлений, отделов — от министерств до глав райадминистраций, должны уйти в отставку. Чем будут заниматься? Все они будут при деле, в конце концов, возглавят свои предприятия, магазины, фермерские хозяйства, СООО и тому подобное. Опыт других стран учит, что радикальные перемены возможны при условии, когда будут заменены не меньше 30 процентов руководящих управленческих кадров, в наших условиях — стопроцентно. Не клерков — у них есть огромный опыт и они способны выполнить какую угодно работу. Поставьте перед ними только правильные задачи, которые и должны поставить новые управленческие руководители.

У нас сегодня сверхвысокий уровень безработицы. Задача создать пять миллионов рабочих мест — далеко не простая, но не такая уж и нереальная. Рассчитывать на восстановление рабочих мест на заводах-гигантах нельзя. Продукция устарела, материало- и энергоемкая, сузились рынки сбыта. Надежда — малое и среднее предпринимательство, частное. Но отношение к нему со стороны государства (чиновника) — как к «дойной корове». А «дояров» у нас более чем достаточно. Но если корову не кормить, с нее как «с козла молока». В конце концов мы должны понять, что само малое и среднее предпринимательство способно создать дополнительные пять миллионов рабочих мест. Сейчас же оно напоминает кобылу, которой натянули поводья (налоговые, таможенные, отсутствие кредитования и тому подобное), запрягли в повозку и давай погонять — побежит или не побежит?

Эффективность работы министерств и ведомств, региональных государственных органов и местного самоуправления следует оценивать по их способности восстановить производство, создать новые предприятия, укротить безработицу, стать экономически самодостаточными. Сегодняшние безработные — это люди, имеющие высшее и среднее образование, высокие рабочие квалификации, а, главное, желающие работать! Им не нужны субсидии, им нужна работа.

Время для конституционной реформы. Не той, за которую проголосовали в конце прошлого года. Очень интересно получается: мы отбираем часть прав у Президента в то время, когда у нас отсутствует закон о Кабинете Министров. Выходит, что нет ни того, ни другого. Кто же будет управлять процессами создания государства, экономикой и тому подобное? Не согласен и с теми, кто выступает за выборность губернаторов. «Глаз государев» нужен именно на уровне области. Его задача — отслеживать соблюдение законов Украины, указов Президента, постановлений Кабинета Министров. Поэтому это «мертворожденное дитя» — конституционную реформу в существующем виде — нужно отменить. У народа же не спросили. Такие принципиальные законы следует принимать референдумом, а не в сессионном зале Верховной Рады. Дайте людям пожить при народном Президенте. Если что- то будет не так, то скажем это на Майдане.

Мы проснулись от продолжительной спячки, почувствовали себя народом, силой. Дай нам, Господи, всем ума, всем сорока восьми миллионам украинцев!

Леонтий ПЕТРОВСКИЙ, руководитель Центра деловых инициатив, Хмельницкий
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ