Вячеслав СКИЧКО, координатор Общественной волонтерской организации «Наш батальон», волонтер:
— Возмущает меня то, что для многих людей ежедневная гибель на востоке двух-трех ребят — это только статистика. А когда погибло восемь-девять человек за день, то это уже трагедия, и опять же для некоторых. В действительности война еще не закончилась. Это обострение в Авдеевке напомнило многим о войне, но большая часть общества, к сожалению, «спит». Сегодня вся страна активно ринулась помогать жителям Авдеевки, но помощь нужна и ребятам, которые там воюют. Магазины в Авдеевке работают. Было время, когда не было электричества. Что касается воды, то местные уже приспособились, что в период обстрелов ее нет. Да и выехали оттуда немногие. Ориентировочно из двадцати тысяч жителей, которые сейчас там, выехало до трехсот человек, преимущественно дети, больные и те, кто дал согласие. Сегодня волонтеры везут бойцам чай, кофе, домашнюю выпечку. Единственное, чем мы занимаемся специализированно, — это изготовление сухих борщей. В прошлом году мы уже хотели закрыть этот проект, но началось обострение ситуации, в постоянных боевых действиях у ребят нет возможности приготовить борщ или суп, поэтому еженедельно отправляем. В предыдущие годы машины шли на фронт почти ежедневно. Сейчас если выходит машина, то раз в неделю. Позитивное то, что люди понимают: чтобы достичь настоящих изменений — понадобятся годы, не ждут, а шаг за шагом планомерно делают свою работу.
Виктор ЕВПАК, основатель, директор IT-компании, волонтер, меценат:
— Нашей черкасской команде удалось разработать мобильное дополнение — систему Mapamagic, которая уже сегодня позволяет отслеживать движение общественных транспортных средств, их время прибытия на остановку. Такое дополнение можно бесплатно загрузить себе на телефон и пользоваться. Особенно удобно, когда на улице мороз — ты видишь, когда необходимый тебе транспорт прибудет на остановку. Летом мы бесплатно установили GPS-трекери на троллейбусы города, чтобы общество могло пользоваться настоящим дополнением. К тому же недавно мы предложили Департаменту жилищно-коммунального комплекса такую систему в бесплатное пользование для горожан сроком на 5 лет. Однако не увидели поддержки власти, директоров транспортных коммунальных предприятий и частных перевозчиков. Граждане говорят, что это нужно и круто, перевозчики — нет. Как можно от людей, которым мы доверили наши средства, требовать какого-то эффективного использования их? Сегодня в сети «Фейсбук» горожане очень активно показывают, какой у нас сейчас общественный транспорт, он не доходит до необходимых отметок качества. Мне известно, что все перевозчики города, которые получили в сентябре прошлого года лицензии, должны устанавливать GPS-трекеры. Но вскоре туда внесли правку: трекеры будут устанавливать с момента принятия программы городской властью по внедрению GPS-трекеров. Мы спрашиваем у власти: «Где программа, на какой она стадии?» — разводят руками. В планах на будущее — внедрение транспортной реформы — комплексных мер, которые улучшат обслуживание граждан. На ее реализацию уйдут годы, а холодно — сегодня. Горожане хотят знать, когда приходит троллейбус — это бесплатно, быстро, доступно. Берите, пользуйтесь. Это не решает всю транспортную реформу, но ее можно внедрять постепенно. Меня возмутила такая неувязка, кое-кто просто игнорирует мнение многих людей, своих потенциальных избирателей на следующих выборах.
Приятно, что сегодня имеем другой стартап — Киdslox. Это система родительского контроля за экранным временем, тем, что видят дети в планшетах и мобильных телефонах. Это возможность родителей поставить таймер, заблокировать определенные сайты, которые могут быть вредными, выставить лимит времени. Такая проблема в настоящий момент знакома многим родителям, и уже сегодня для этого есть технические решения. Начал я со своей семьи, имею детей четырех и семи лет. Наша команда достигла этого в течение одного года. Сегодня есть партнерские отношения в Лондоне. Корпорация Майкрософт организует встречу на Международный день защиты детей в интернете — я буду выступать в роли спикера, специалисты будут делиться опытом, как они защищают своих детей от чрезмерной цифровой жизни. Пять лет назад я убедил нескольких людей переехать из Великобритании в Черкассы, теперь они здесь работают, в частности главный инженер и главный маркетолог этого проекта. Это очень большой успех для черкасской команды — развивать здесь компанию мирового масштаба.
Дмитрий БУРЬЯН, скульптор:
— Год назад меня призвали в армию. Не представляете, как это трудно каждый день, теплой воды нет. А у тех, кто мобилизован, вообще — условия полевые. Я много рисовал, военных, быт, чтобы не остановиться, не забыть, потому что лепить не было возможности. Вернулся в Черкассы и увидел — как город изменился. Когда одни защищают в АТО, умирают, другие крадут. Это меня подавляет. На Черкасчине в условиях децентрализации вместо 70 млн грн выделили 700 млн грн на развитие. Однако, говорят, ориентировочно полмиллиарда пошло неизвестно куда. В городе проложена новая мостовая, но не понятно совсем, зачем ее кладут там, где асфальт еще хороший, это нелогично и нецелесообразно. Или новые остановки — они одноразовые. Металлические конструкции советского образца еще бы долго простояли. Я был в Ривне на конференции, там люди действительно отстраивают город. Конечно, в Черкассах есть какие-то хорошие достижения, образовательные, культурные проекты. Так, КП «Дирекция парков» в прошлом году сделало очень хорошую беседку. Ориентировочно десять дней я вырезал две колонны. Недавно к Крещению вырезал ледовую скульптуру — ангела. Каждый день рисую, пытаюсь не обходить болезненные темы. Думаю, художник не должен отгораживаться от всего, что происходит в обществе. Приятно, что сегодня на востоке много контрактников. Это другие люди, более сознательные, которые хотят и умеют защищать, и в то же время — это их работа.