Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Небудничный мастер Михаил Чхан

Об одном из самых заметных поэтов Приднепровья 1960—1970-х годов
13 июля, 2012 - 12:09

Почти незаметной осталась одна печальная дата. 25 лет назад перестало биться сердце Михаила Чхана — одного из самых заметных поэтов Приднепровья 1960—1970 годов. Его называли «патриархом духа». Не раз, бывая на творческих встречах с криворожским поэтом Виктором Гриценко с читателями, слышал, как он всегда отмечал: «Я, по-видимому, не состоялся бы как поэт, если бы судьба не свела меня с Михаилом Чханом». Впервые с творчеством М. Чхана я познакомился, когда в 1991 году в криворожском альманахе «Саксагань» увидела свет его повесть «Каменские баллады», благодаря все тому же Виктору Гриценко.

Лет пять тому назад, благодаря криворожским просвитянам, мне довелось побывать на небольшом сельском кладбище возле села Каменки, где находится скромная могила поэта.

Родился Михаил Антонович 14 сентября 1926 года в селе Каменке Апостоловского района. Человек честный и мужественный, со сложной, противоречивой, незаурядной судьбой. Он принадлежит к той когорте литераторов, которые дважды принимали на себя огонь: в годы войны и в застойные времена. На людей, встречавшихся с ним, производил большое впечатление — простой сельский парень, от земли, смугловатый, крепко сбитый и в то же время городской интеллигент, инженер по специальности, историк, а в первую очередь — поэт. Простая, открытая и добрая душа, друг и надежный товарищ. Эрудит, обладатель удивительной памяти, которая ведала, казалось бы, обо всем. Увлекался классикой, мог часами цитировать Шевченко, Блока, Лесю Украинку, Пушкина, Гийома Аполлинера, своих современников — известных и неизвестных. Читал Николая Гумилева, тогда запрещенного поэта.

В страшном 41-ом Михаил Чхан окончил восемь классов, был в эвакуации, отступал аж за Волгу под вой и взрывы бомб и снарядов, когда он с односельчанами сопровождал колхозный скот и имущество. В 1943 году пошел на фронт. В бою под Паневежисом (Литва) был тяжело ранен. Демобилизировался в 1947 году, окончил десятилетку, потом Днепропетровский металлургический институт, работал инженером-конструктором на заводе им. К. Либкнехта, старшим инженером в родном институте на кафедре печей. Друзья часто шутили, мол, дед и отец Михаила отдыхали на печи, а внук и сын — на кафедре печей. В институте Михаил Антонович считался первоклассным специалистом.

Уже после войны его отец построил новый дом в выселке Красная Колонка, который принадлежал к Желтокаменскому сельсовету. Крошечный хутор в 60-е годы имел две-три улочки домов над берегом маленькой тихой речушки Желтой. Не было в том хуторе ни магазина, ни врачей, ни почты, ни традиционного клуба — за всем нужно было обращаться в Каменку. А была на хуторе тишина, солнце, сухой полынный ветер, а вокруг стелились необозримые степи и степи... Эта удивительная природа родного края вдохновляла его, и писал он легко и просто. Был переполнен поэзией, образами, ассоциациями и достаточно было зазвучать какой-то струне в его душе, случиться ли чему-то необычному, как сразу рождалось стихотворение.

Как поэта его породило и вдохновило время, в котором он жил. В украинской поэзии тогда гремели «шестидесятники»: Иван Драч, Николай Винграновский, Василий Симоненко, Лина Костенко, Дмитро Павличко, потом появился Николай Холодный, Борис Нечерда, Ирина Жиленко — их творчество у всех было на слуху. Чхан ими восхищался, не понимая, что и сам принадлежит к «шестидесятникам». Это было время надежд на светлое будущее. На него приходится пик литературного творчества Михаила Чхана. В издательствах республики выходят новые его сборники, в периодике одна за другой появляются публикации его поэзий. Чхан — один из первых авторов, кто начал писать о репрессированных в сталинских концлагерях. А сколько было выступлений, встреч с читателями. Вместе с Виктором Коржом, Бориславом Карапышем и Валентином Чемерисом они объездили почти все Приднепровье. Где они только не выступали. И всегда Михаил Антонович был в хорошем настроении. Легкий на подъем, неутомимый — и это при травмированной на фронте ноге. Он любил и умел выступать и делал это блестяще в любой аудитории.

Впервые М. Чхан пришел к читателю со сборником «Не заходить сонце» (1959 г.), в котором убедительно заявил о своей четкой позиции и гражданской зрелости. Второй сборник поэзий «Грані», вышедший через семь лет, поставил его в ряд самых заметных поэтов республики. Поэта приняли в Союз писателей Украины. Его считали новой звездой украинской поэзии. С выходом сборника вырос не только литературный авторитет, но и усложнилась личная жизнь: в нем было опубликовано стихотворение «Фараон» — едкая сатира на известного компартийного лидера. Именно в конце 60-70-х годов XX века брежневско-сусловская команда формировала свой отряд панегиристов, определяла оппозицию, к которой причислила и М. Чхана. Поэт подвергается психологическим и физическим притеснениям. Наверное, только благодаря своим фронтовым заслугам не попал в мордовские концлагеря, но в психушку попадал не раз.

Издав в 1959—1976 гг. семь сборников, он ушел от нас на 61-ом году такой тяжелой, такой сложной и такой трагической жизни. Жил в этом мире тяжело, иногда в муках, временами теряя друзей, уходил разбитый не только параличом, но и тем временем, в котором жил и трудился — тупиковыми годами удушья, которые душили его как поэта и гражданина. Душили и подталкивали к спасительному алкоголю. О себе и о своих побратимах по перу он писал: «Чому це долі більшості поетів, неначе збірки вибраних трагедій».

После смерти Михаила Чхана немало из его творческого наследия было напечатано. За сборники «Зоря в піке» и «Легенди про козаків» (в 1993 году посмертно) он был удостоен премии Д.И. Яворницкого. В 2007 году вышел томик «Вибраного» поэта и патриота, который сразу же стал библиографической редкостью.

Михаил Чхан — мастер небудничный, его значение, вес и место в украинской литературе еще не определены до конца, убеждена Светлана Мартынова, старший научный сотрудник музея «Литературное Приднепровье».

Владимир ДУМАНСКИЙ, краевед, Кривой Рог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ