Ольга ВАКАЛО, редактор «Общественное вещание Запорожья»:
— Давно уже тянется история с парком Яланского («День» писал о ней в № 110-111 от 22 июня 2018 г. — Авт.). Но это уже история не о парке и не о построении ТРЦ, а о реформировании общества, его росте. Оно происходит тяжело и мы проходим через свои «исторические грабли». Сначала седьмого августа состоялась вырубка деревьев в парке, несмотря на открытое судебное производство, тогда же и появился забор, отделявший место строительства. Во-первых, было обещание мэра города, что, пока идет суд, работ не будет, во-вторых, это есть даже нарушение решения судебной власти. На эти нарекания городская власть говорит, что это не так и у застройщика есть все документы. Но речь идет о другом: жизнь и здоровье людей. Нет такого закона, который бы позволял вырубать большое количество деревьев в индустриальном городе без компенсации. По генплану у нас должен быть 1671 гектар зеленых насаждений, на сегодняшний день их у нас 617...
Как реакция на вырубку, девятого августа был митинг под мэрией, на котором присутствовала и я, потому что нельзя молча смириться с тем, что ты никто. Там не было политических флагов и сценария. Люди выходили к микрофону и выражали боль. Что символично, там было много женщин преклонного возраста. Это был такой себе нападение на преклонный возраст. Если в Киеве побили студентов и начался Майдан, у нас работники смеялись им в лицо, когда они просили не рубить дерево. Начали звучать фразы, что нужно пойти и уничтожить забор. Это был большой забор с рекламой ТРЦ, хорошо смонтированный. Приехали юнцы, которых назвали титушками, где-то 30-40 человек, и набросились с драками на первую шеренгу протестующих. Но потом они увидели, что позади идут где-то 300-400 человек, и убежали. Люди голыми руками демонтировали забор, пожилые люди хватали металлические листы и тянули их на проспект, женщины с детьми рвали плакаты, часть женщин перекрыла проспект... Меня поразило поведение этих женщин, которых задели за живое. Люди вошли в раж и хотели действовать. Когда они разрушили барьер и вошли в парк, то начали там гулять... Они заняли все скамейки и аллеи. Это был символический месседж, что парк наш, даже уже без деревьев, но наш. Но потом люди взяли сломанные ветки и пошли с ними к мэрии. Люди шли с мертвыми ветками, и это тоже был месседж для власти. Сегодня я слышала, что открыто уголовное производство против активистов, сломавших забор. Получается, он важнее, чем человеческая жизнь, здоровье и исполнение судебных решений.
Как вывод, к сожалению, деревьев нет, к счастью, забора тоже. Но хуже, что нет воли с обеих сторон искать компромисс.
Наталия ЛОБАЧ, активистка, координатор регионального представительства ОО «Инсайт» в Запорожье:
— Огорчило в последнее время поведение власти как на областном, так и на муниципальном уровни. Месседж, который она продуцирует: «Ваше мнение нам не интересно». Власть города не реагирует на протесты горожан относительно вырубки парка и незаконной застройки. Власть области назначает заниматься гендерными вопросами человека, который фигурирует в коррупционных, сексистских и гомофобных скандалах. А также номинирует на высокое звание в области культуры лицо, заслугу которого не может подтвердить ни одна научная институция. Тем самым игнорирует и обесценивает деятельность научного и культурного сообщества Запорожья. И это не о том, что власть не может ошибаться, — может — везде живые люди. Это о том, что она осталась в советской парадигме отношений с людьми, где коммуникация и эмпатия к потребностям — лишние вещи. Это для «демократических слабаков».
Из позитивного. Я начинаю координировать работу регионального отделения общественной организации «Инсайт». Организации, которая адвокатствует права ЛГБТКИ людей, права женщин, дискриминированных групп. Проводит культурные, образовательные мероприятия, за которыми я следила и очень рада, что теперь имею непосредственное отношение к этому. Например, к недавнему мастер-классу немецкого перформера Миши Бадасяна, который организовал «Q rators» и «Инсайт». У нас было два дня очень мощного современного европейского искусства, где зрители становились творцами, где создавали собственные перфомансы и где открывался исключительный уровень искренности. Хочу, чтобы такие событий было больше, хочу, чтобы Запорожье не воспринимали провинциальным, индустриальным городом. Это современный город, я очень верю в него и у людей, которые могут здесь жить и развиваться.
Светлана КРУГЛЯК, региональный координатор проекта ПРОМИС в Запорожье:
— В последнее время я увидела, что у нас стало больше молодежи во власти, общественных организациях. Это очень хорошая тенденция, потому что это будущее. Кроме того, я заметила, что культура не так сильно приходит в упадок, как могла бы. Появляется много ивентов и инициатив. Не могу, конечно, сказать о качестве результата, но они преподносятся так, чтобы как можно больше людей о них знало. Хотя это даже больше заслуга региональных городов, которые являются партнерами ПРОМИСа, и которые я мониторю. Если сравнивать Запорожье с соседним Мелитополем, то у нас больше каких-то пресс-конференций, коммунальных заседаний, пиара и маленькое вкрапление культуры, а в Мелитополе, если смотреть непредвзято, все ярче и креативнее, неформальнее. На мой взгляд, это то, чего как раз не хватает нашей местной власти. У них богатая жизнь города, и это я вижу именно как координатор проекта. Несмотря на то, что у нас есть профессионалы в городе, не понятно, что именно мы получим из этого. Например, когда мы разрабатывали план развития города, его, к сожалению, немногие заметили. Мы не утверждали, что это панацея, но это была официальная стратегия развития города с расписанным планом и распределенными на это ресурсами, которая была утверждена на сессиях власти.
Кроме того, хотелось бы отметить, что в Запорожье начало расти гражданское сознание. Появляются новые общественные организации, проводятся митинги и тому подобное. Но, к сожалению, наша власть не стремится работать с обществом, не только когда есть проблема, но и вообще. Это классика, но хорошо развиваются те города, где власть делегирует свое обязанности и работает с обществом.