Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Немецкий холуй» спас от уничтожения пограничный поселок

Этнический белорус Петр Рябица, которого советские спецслужбы осудили за сотрудничество с немецкими оккупантами, оказался не предателем
12 августа, 2016 - 12:08
НА ФОТО: СЛЕВА ОТ ОБЕР-ЛЕЙТЕНАНТА ВЕРМАХТА — ПЕТР РЯБИЦА, ЭТНИЧНЫЙ БЕЛОРУС, КОТОРЫЙ С 1941 ПО 1943 ГОД СЛУЖИЛ В НЕМЕЦКОЙ КОМЕНДАТУРЕ ПОСЕЛКА ДОБРЯНКА

Человека, изображенного на фото слева от обер-лейтенанта вермахта, зовут Петр Аврамович Рябица. Он — этнический белорус, который с 1941 по 1943 годы служил в немецкой комендатуре поселка Добрянка (3 километра от нынешней украинско-белорусского границы) переводчиком. Имея за плечами три класса образования, немецкий язык Петр Рябица выучил в плену, куда попал во время Первой мировой войны.

Необычную историю о необычном человеке в архивах СБУ откопал наш современник, также белорус Владислав Ахроменко.

Так, исследователь выяснил, что Петр Рябица является уроженцем села Марковичи Тереховского района Гомельской области Беларуси. Происходил он из крестьян-середняков, а за плечами имел три класса образования, что на то время считалось нормальным. Во времена Первой мировой войны в 22-летнем возрасте Петр Аврамович попадает на фронт. Однако так и не успевает как следует повоевать, попав в плен к немцам. В плену Петр Рябица пробыл долгих четыре года. За решеткой мужчина успел в совершенстве выучить немецкий язык. Каким образом сложилась дальнейшая судьба молодого белоруса, неизвестно, однако Вторая мировая война застает его в пограничной Добрянке уже в статусе переводчика при немецкой комендатуре. Петр Рябица прослужил при гестапо до 1943 года, пока в Добрянку не зашли советские войска. На удивление, «немецкий холуй» не убежал вместе с немцами, а остался в поселке, за что впоследствии и поплатился, попав в сети советской контразведки «Смерш» (сокращенно от «смерть шпионам») как предатель.

Из постановления следователя военной контрразведки «Смерш» капитана Исаева от 8 октября 1943 года: «Рябица, находясь на территории, оккупированной немцами, изменил Родине, работал в немецком гестапо в качестве переводчика и грабил мирное население в деревнях и селах Добрянского района».

Долго не разбираясь, следователь постановил обыскать и арестовать Петра Рябицу.

В 1944 году дело рассмотрели в Чернигове. Лейтенант госбезопасности Воронцов, кроме вышесказанного коллегами, прибавил: «...Рябица взял в личное пользование корову, принимал участие в конфискации зерна и изъятии у населения хлеба».

Однако отправить мужчину в очередную, теперь уже советскую ссылку, помешали местные жители. Они все как один стали на защиту арестанта и начали утверждать, что тот фактически спас поселок от уничтожения и депортации. Таким образом, «предателя» и «холуя» защищала вся Добрянка и даже была готова брать штурмом до зубов вооруженный «Смерш».

Итак, следователям по делу «немецкого холуя» пришлось допросить дополнительных свидетелей.

Из протокола допроса партизана Мельниченко П.М. от 26 февраля 1944      года (язык оригинала — украинско-белорусский суржик): «...Тогда я був в партизанском отряде, и Рябица добровольно сообщал нам о том, когда немцы поедуть на заготовки. Мы сялянам говорили, чтобы они немного жыта и овсов оставляли для гадов, а остальное хавали. Так люди взиму и выжили, бо ести не было чаго, в Яриловичах дажа кору с деревьев абдзирали.

А що до коровы, которую Рябица якобы скрав, то вин ее отдав в загин нам, мы тым молоком больных выходили. Петру мы в подяку дали немного жита для дети и бутылку самогонки для него».

Исходя из свидетельств местных партизан, Петр Рябица не только сообщал им о перемещении сотрудников гестапо, но и помогал самим партизанам. В процессе судебного расследования было выяснено, что Петр Рябица оказывал помощь жителям Добрянки путем их информирования о карательных мероприятиях гестапо, а также помогал освобождать арестованных немцами граждан.

Смершевцы вынуждены были освободить пленного, потому что многие люди не побоялись открыто выступить в его защиту. Кое-кто даже угрожал сжечь дом, где размещались «освободители», поскольку «прихвостень, грабивший крестьян», оказался на самом деле их спасителем. 17 мая 1944 года Петру Аврамовичу Рябице вынесли оправдательный приговор и освободили из-под ареста. Как в дальнейшем сложилась судьба спасителя Добрянки — неизвестно, но точно можно утверждать, что дело Рябицы — одно из немногих дел сталинских времен, когда народ заступился за арестованного.

Фото Владислава АХРОМЕНКО

Виталий НАЗАРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ