Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Непокидающая имперскость

Об общем между оккупацией Россией Галичины в 1914 году и Донбасса и Крыма в 2014-м
24 июля, 2020 - 12:55

Вспоминая нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 года, мы как-то обошли еще одну важную дату: 22 июня исполнилось ровно 105 лет со дня освобождения Львова от российских царских войск. Это случилось в 1915 году. Это событие является важным для осознания неопровержимого факта: Российская империя абсолютно не изменяется в своей сути. То, что происходило в 1914—1915 годах в Галичине, а затем, ровно через сто лет, повторилось на Донбассе. Книга «Московская оккупация Галичины в 1914—1917 гг. в воспоминаниях современников» (Львов 2018, издательство «Априори») обнародовала много фактов.

Тогда антиавстрийская и антиукраинская пропаганда начиналась такими воззваниями: «Многострадальный Русский Народ Галицкой земли! Братья и сестры! Шестьсот лет страдала наша Галицкая Русь в чужом ярме. Шестьсот лет лились горячие слезы сынов Галичины...» — и все в таком же духе. Оккупанты детально расписывали даже конкретные действия галичан: «Встречай православное русское воинство, которое несет тебе не только простор земли и хлеб для утоления голода телесного, но и незапятнанное имя Руси...» Ну-ну. Население Крыма также постоянно подкармливали подобной пропагандой. Мол, страдают несчастные крымчане под нестерпимым игом Украины. Потому обитатели полуострова встречали кремлевское воинство, замаскированное под «зеленых человечков», очень благосклонно. Титушек в виде «самообороны» организовать было несложно. Как в Крыму, так и на Донбассе. Тот тоже, как известно, кормил всю Украину. Вторжение, обычно, готовится не один год. И сейчас, и тогда. Газета «Свобода» от 22 января 1914 года писала:

«РОСІЙСЬКА РУКА КЕРМУЄ В ГАЛИЧИНІ АРМІЄЮ ШПІОНІВ»

В’язниці в Галичині вже переповнені російськими шпигунами, щодень вичитуємо про арештування нових шпигунів. Росія так непохитно стремить до своєї ціли, що на місце кожного арештованого шпигуна чи агента присилає десятьох нових...»

И с титушками в Галичине сто лет тому назад было несложно: «все знайдуться темні селяни, які згодяться за зарплату проїхатися до Львова і грати ролю «угнетенних росіян...»

ТОГДА АВСТРИЯ, ТЕПЕРЬ «ПИНДОСЫ» И НАТО

Сейчас мы говорим о деструктивной работе пророссийских телеканалов. Тогда же патриоты жаловались:

«Видавані за рублі кацапські газети викликують ненависть до Австрії, а захвалюють Росію, опоганюючи рівночасно на велику втіху поляків культурну роботу українців...»

«Кацапами» в начале прошлого века галичане называли местных москвофилов. Реакция патриотов на действия предателей была практически такой же, как и теперь относительно сепаратистов Одессы и Харькова:

«Нарешті й у нас вичерпується терпеливість, і ми мусимо нашим зрадникам в Галичині і на Буковині зробити життя таким приємним, як наші браття мають в Росії під царською нагайкою!»

Не так единодушно, но и теперь услышишь: если в Крыму и на Донбассе у украинских патриотов отобрали жилье и выперли последних на подконтрольные территории без всякой компенсации, то и Одессу, Николаев, Харьков сепары должны покинуть и переселиться на территорию «русского мира». Свободная Лугандония с нетерпением ожидает прибытия «своих»!

«ОТЖАТИЯ» В 1915-м И ДРУГИЕ ПОВОДЫ ДЛЯ РАЗОЧАРОВАНИЯ

Процедура ограбления населения в Галичине сто лет тому назад была шаблонной:

«Про кожного жида і мазепинця питав чиновник: «Кілько може дати?». Довірена особа означувала відповідну квоту, чиновник втягав на нотатки і від того не було жадної апеляції. Опірних просто били нагайками або визначали за «політично неблагонадьожних» і цілком легально висилали на Сибір...»

Мы знаем: из Донбасса в Россию вывозили оборудование шахт и заводов. А тогда в Галичине было подобное:

«Починали від ревізії домів за оружжям... Коли власник полишив був які несогірші меблі, то їх старанно опаковували і вивозили для більшої безпеки вглиб Росії. Те саме було з кухонним начинням та іншими пожиточними речами, яких свята Росія не відчуває потреби фабрикувати...» Наживалися при цьому і місцеві колаборанти. Освічені галичани усвідомлювали, що й самій Росії подібна практика не гарантує прогресу: «Легіони таких п’явок ссали нашу кривавицю більше, як рік, та від того таки російська держава не збагатіла...»

Разочарование украинцев Австро-Венгерской империи в действиях России было неминуемым:

«Колись затяті лемки доводили, що «правдива руська мова» се російська. Аж коли змушені були шість місяців розмовляти з правдивими москалями, то скаржаться тепер, що скоріше з американцем домовляться, ніж з гадом-москалем»...

Россия не изменяет своего отношения к предателям. Авторы наводят высказывание тогдашних российских царских офицеров:

«Ми тепер в воєнний час терпимо, бо їх (москвофілів. — С.Л.) ще нам треба, а опісля зробимо з ними лад. Бо хто зрадив за рублі, той зрадить опісля за корони й за марки...»

Так и теперь многие предатели Украины вынуждены были покинуть Крым и нести службу на северных морях. В лучшем случае — на Каспии.

Стоило бы не в меру «зачарованим на Схід»  гражданам Украины ознакомиться с книгой, которая подробно рассказывает об оккупации Галичины в 1914—1915 годах.

Сергей ЛАЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ