22 января 2016 года как раз в День Соборности Украины исполняется 110 лет со дня рождения Григория Ивановича Бажула, который родился в Полтаве, а свой земной путь закончил в австралийском Сиднее 17 октября 1989 года, так и не дождавшись обретения Украиной независимости, о чем мечтал всю свою сознательную жизнь.
Исследователям истории украинской бандуры и кобзарства Григорий Бажул известен первой своей заметкой «Про бандуру», которую он разместил в издании «Нова Україна» 25 декабря 1942 года в оккупированном немцами Харькове.
«Нова Україна» — ежедневная харьковская газета, выходившая в 1941—1943 годах в этом городе. Известный украинский краевед, историк и правовед Ростислав Рыбальченко в своих заметках «Харьковская эмиграция 1942—1942» писал: «...редакция стала центром Организации Украинских Националистов (ОУН), хотя эта организация на Слобожанщине не обрела значительную влиятельность. Большое количество ее членов было разоблачено гестапо...»
Кроме своих заметок в «Нову Україну», Григорий Бажул во время немецкой оккупации выступал на Слобожанщине как бандурист-солист, его сценическим именем было «Келеберда». Это он вместе с Леонидом Гайдамакой делал попытки создать капеллу бандуристов в Харькове во время войны, печатал в других изданиях актуальные статьи, где вспоминал об издевательствах и преследовании со стороны советской власти украинских культурных деятелей, писал о тотальном уничтожении московскими большевиками кобзарей и бандуристов в 1930-х годах.
Григорий Бажул еще до начала немецко-советской войны был осужден в голодном 1933 году на два года лишения свободы, которые провел в Бердянской сельскохозяйственной трудовой колонии, потом отбыл ссылку на Северном Кавказе, в Сибири и в Тайшете, вернулся в Харьков лишь в 1938 году. Именно в этом году, 8 октября, был замучен в казематах НКВД Гнат Мартынович Хоткевич (литературный псевдоним — «Гнат Галайда») — украинский писатель, историк, бандурист, композитор, искусствовед, этнограф, педагог, театральный и общественно-политический деятель. Григорий Бажул хорошо знал творчество Гната Хоткевича, поскольку после переезда вместе со своими родителями из Полтавы в Харьков в 1911 году и получения агрономического образования юный Григорий заинтересовался кобзарским искусством, когда услышал игру слепого кобзаря Павла Келеберды, впоследствии он записался в класс бандуры Гната Хоткевича при Харьковском музыкально-драматическом институте, где освоил основы харьковской школы игры на бандуре.
Судьбы обоих кобзарей — учителя Гната Хоткевича и его ученика Григория Бажула — в чем-то похожи.
Как впоследствии Григорий Бажул, Гнат Хоткевич рано начал изучать игру на бандуре и так же, как бандурист-солист, объехал почти все крупные города Украины, на базе народного способа игры на бандуре, который использовали слобожанские кобзари, он создал свою так называемую Харьковскую школу игры на бандуре...
Кажется, не случайно жена Гната Хоткевича — Платонида, передала на хранение пачку рукописей своего мужа именно Григорию Бажулу.
С наступлением Красной армии Григорий Бажул выехал в Западную Украину, где выступал в составе ансамбля с украинским поэтом-модернистом и бандуристом, врачом по специальности, доктором медицины Зиновием Павловичем Штокалком (Зиновием Бережаном). Вместе с Г. Бажулом и З. Штокалком давал концерты для воинов-повстанцев из УПА уроженец Самбора на Львовщине Владимир Иванович Юркевич.
Григорий Бажул эмигрировал в Австралию в 1948 году, где стал основоположником кобзарских коллективов, создав Ансамбль бандуристов имени Гната Хоткевича и школу игры на бандуре в Австралии. Впоследствии он написал свои труды на исследовательской ниве — «Кобзарське мистецтво в Австралії» (газета «Вільна думка, № 51(1047) Сидней, Австралия, 21.12.1969), «Альфа і омега мистецької одиниці в Сіднеї» (издание «Бандура», 1985 № 13-14) и «З бандурою по світу» //Бандура, 1984 № 9/10). Одной из интересных статей является его фундаментальный труд «Гнат Хоткевич», напечатанный в альманахе «Новий обрій» № 2(1960), который выходил тогда в австралийском городе Мельбурне.
Бандура Григория Бажула работы выдающегося австралийско-украинского мастера, уроженца поселка Новые Санжары на Полтавщине Федора Деряжного, находится в музее кобзарского искусства в Переяславе-Хмельницком, где также хранится портрет бандуриста Г. Бажула, работы его жены актрисы и художницы Людмилы Бажул находятся там же.
Достойным продолжателем патриотического и творческого дела Григория Бажула, семей Китастых и Деряжных является украинский бандурист, исследователь кобзарства, композитор, дирижер Виктор Юрьевич Мишалов (отец которого родом из села Березоточа недалеко от г. Лубны на Полтавщине), который в свое время окончил музыкальный факультет Сиднейского государственного университета, Сиднейский педагогический институт, с 1970 года изучал игру на бандуре у Петра Деряжного и Григория Бажула, а затем на стипендию Австралийского Совета Искусств побывал в Северной Америке у П. Ф. Гончаренко, Г. Т. Китастого, П. И. Китастого, В. К. Емца и Л. Г. Гайдамаки.
...Вот такими были мои рассуждения, украинца из провинциального городка Лохвицы на Полтавщине, родине кобзарского священника Ивана Григорьевича Кравченко-Крюковского, о Соборности и неуничтожимости нашей славной бандуры и нашего народного пения — полтавского, харьковского и галицкого, а также украинско-американского и украинско-австралийского — однако с единым национальным патриотическим стержнем, накануне Дня Соборности Украины и по случаю юбилея Григория Ивановича Бажула, которого до сих пор помнят украинские патриоты.