В жизни Марии Дружко всегда немало дел и важных событий, но самые значимые из них полностью принадлежат творческой работе и успехам под знаком вдохновения. Окончание школы с золотой медалью, овладение игрой на фортепиано, сочинение стихотворений и признание на областных, всеукраинских и международных конкурсах творчески одаренных детей и молодежи, издание первого поэтического сборника в школьные годы, а впоследствии — еще четырех книжек, вступление в Национальный союз писателей Украины в 20 лет и в 25 — публикация первого романа, учеба в Днепропетровском национальном университете им. О.Гончара на факультете украинской филологии и искусствоведения и одновременно создание в родном Днепродзержинске (в настоящее время — г. Каменское) молодежного литературно-художественного клуба «VivArt», главным достижением которого на сегодняшний день является вступление нескольких его членов в Национальный союз писателей Украины — это далеко не полный перечень того, что свидетельствует о стремительном и безудержном темпе, выбранном Марией в поисках высокого Слова.
ПЕРВАЯ КНИЖКА
Марийка появилась на свет в первый день весны, словно нежный белый подснежник, которому солнце помогло преодолеть тяжелые снежные сугробы. Символ солнца будет одним из ведущих образов в ее стихотворениях, потому что станет она поэтом лучезарного оптимизма. А характер у нее особенный. Мама хранит тетради, куда записывала стихотворства пятилетней дочки, многие из них помнит и теперь. Есть в домашнем архиве важные свидетельства первых творческих поисков — черновики стихотворений, над которыми начинающая поэтесса работала вместе со своим наставником, без преувеличения, посланным ей судьбой. Это — Миколаенко Николай Антонович, член Национального союза писателей Украины, автор многих разножанровых произведений, которого считают патриархом днепропетровской плеяды корифеев. Девушке посоветовали обратиться к нему, и она осмелилась направить письма со своими произведениями в редакцию, где Николай Антонович работал литературным редактором и много внимания уделял молодым авторам. Вскоре Марийка получила ответ с правкой стихотворений и пожеланием творческих успехов. На второе письмо также был одобрительный ответ. Завязалась переписка, продолжавшаяся несколько лет. Но когда девушке исполнилось 16, она на День рождения получила от своего наставника невероятный подарок: Николай Антонович тайком от своей старательной ученицы из лучших ее стихотворений составил и издал книжку под названием «Журливі журавлі» и отправил ее по знакомому адресу. Через год они уже вместе готовили к печати второй сборник юной поэтессы «Сонячна соната». Сейчас Николаю Антоновичу Миколаенко 96 лет. Он не оставляет свое благородное дело — содействие развитию творческой молодежи. Мария называет его своим «крестным отцом» в литературе, который научил ее главному, — профессионально работать со словом.
Третью книгу «Камертони душі» Мария Дружко начала готовить самостоятельно сразу после вступления в Союз писателей Украины весной 2003 года. Уже осенью была готова к печати оригинальная книга, специфическое назначение которой — создание авторского музыкального языка с использованием разных поэтических форм. А еще в поисках новых ритмов среди академических музыкальных жанров Мария нашла те, которые помогли создать уникальные поэтические формы: стихотворную сюиту и симфонию в стихотворениях. Четвертым был сборник «Клепсидра», в который, кроме стихотворений, вошло несколько рассказов. Немало прозаических фраз превратилось в поэтические афоризмы.
КРЕЩЕНДО МУДРОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ
Все, что прорастало, формировалось, обретало силы, в полной мере зазвучало в пятом, последнем на сегодня сборнике поэзии «Стрітення». В предисловии к нему сказано, что название книги символизирует «встречу автора с читателем, женщины с ее любовью, прошлого с будущим, человека с самим собой и с Богом». По этому поводу сама поэтесса размышляет: «Я сейчас думаю, что в «Камертонах души», «Клепсидре» чувствовала себя в разных ипостасях — гражданином, писателем... А вот осознание того, что я — женщина, там еще нет. А в «Стрітенні» уже есть даже раздел «Єва», где четко вырисовывается, кто эта ипостась». С тех пор как пришло осознание, что пишет не только для себя, главный ориентир в творчестве и жизни — Лина Костенко. Недавно еще открыла для себя Анну Свитличную, почувствовала «ее колоссальную энергетику, очень сильные тексты». Высокая поэзия, созданная женщинами, существует в отдельном сверхизмерении и выбирает немногих для своих откровений.
Роман под названием «Шейла» вышел из печати в 2008 году в днепропетровском писательском журнале «Січеслав». Именно это произведение автора было отмечено высокой литературной наградой — международной украино-немецкой Премией им. Олеся Гончара. В сюжете воспроизведены события военного конфликта в Ираке в начале 2000-х годов. Название романа связано с двумя женскими судьбами — американской женщины и иракской девочки. Каждую из них зовут Шейла, и обе они — жертвы страшной войны. Судьба свела их в такой сложный момент жизни, чтобы объединить. И невозможное осуществилось... В настоящий момент Мария снова вернулась к работе над большой прозаической формой. Но о незавершенном произведении пока говорить рано.
Тема войны щемящей болью отзывается в творчестве Марии Дружко. Одним из главных заданий литературы она считает «воспитание сознательного гражданина своего государства и человека гуманного, миролюбивого». Недавно по итогам первого Днепропетровского областного литературно-патриотического конкурса выпущен альманах «Степова Еллада» объемом свыше 200 страниц, в котором, среди произведений победителей конкурса, напечатаны стихотворения Марии Дружко. В номинации «Поэзия» она заняла первое место за подборку гражданской лирики «Дорога додому». Лейтмотив таких стихотворений один: в мире происходят войны, и это является главным злодеянием современного человечества.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Днепропетровский поэт и издатель Григорий Бидняк, который помогал Николаю Миколаенко готовить первую книжку Марии Дружко, был потрясен судьбой девочки, которая стала на путь Поэта: «Стихотворения Марии Дружко появились из безграничности ночи. И это потому, что поэтесса с пяти лет не видит мира: ни неба, ни звезд, ни расцветшей яблоньки. Однако внутренним зрением видит все, что происходит вокруг. Своей поэзией и именно через поэзию Марийка стремится вырваться из бесконечности ночи, увидеть свет солнца, чарующую красоту земли».
Потерю зрения Мария не считает трагедией. «Оно так и есть в жизни, — говорит поэтесса, — кто-то живет без руки, без ноги, без души... Говорят, у Бога ошибок нет. Поэтому главное — принять то, что тебе дано. Я стараюсь быть благодарной и помню о том, что когда-то нужно будет отчитаться о том, как я прожила, что успела сделать». В одном из стихотворений Марии есть такая фраза: «Життя — нерозгадане диво». Ею и определила все, что хочет поведать миру. Она живет по принципам, которые исповедует хранительница духовной мудрости Лина Костенко: «Твої страждання — особиста справа. Твоє мистецтво — радощі для всіх».