В «Дне» №77 от 28.04.2000 г. была напечатана статья Максима Михайленко «Транснациональная Европа и национальный капитализм — два пути для Украины», на которую в редакцию пришло много отзывов от наших читателей. Некоторые из них были напечатаны. Сегодня мы даем ответ господина Михайленко на критические отзывы об его статье. Полемизируя с читателями, автор одновременно рассматривает ряд новых политических и экономических вопросов, связанных с выбором Украиной европейского пути.
Тезис первый: «Национальный капитализм у нас хилый, плутоватый, убогий, и вообще нет его, а все это — разлагающийся «совок». Что касается экономической системы в Украине, то истина познается не в сегодняшних наблюдениях, а в ретроспективе и сравнении с другими системами. Только так можно увидеть какие-то изменения.
В 1992—1993 годах в Украине была проведена половинчатая, неуверенная, но — либерализация цен. Так родился рынок — ведь важнейшие рычаги влияния государства на экономику были потеряны. Навсегда. Приведу пример: два месяца назад в Черновцах забастовал хлебокомбинат. Не хотел отпускать хлеб по диктуемым администрацией ценам. Почти все продтоварные магазины в Черновцах — негосударственные. Как и небольшие пекарни. Мгновенно были заключены контракты. Полки не опустели. Да, кто-то начал покупать меньше хлеба. Да, вероятно, кому-то придется оставить торговлю хлебом. Но это не иррациональность. Иррациональностью является распространенная среди украинцев иллюзия, что якобы рыночное государство должно заниматься ценами на хлеб и заботиться о верзилах, которые толпятся в темных подъездах, бурча что-то вроде «всюду мошенники, ничего нельзя сделать!»
О каком государственном вмешательстве может идти речь, когда наше государство такое же нищее, как и большинство его граждан, и способно оперировать только силовыми структурами? Для справки, из статистики МВФ: 85% зарегистрированных предприятий в нашей стране — негосударственные, 54% ВВП производится в негосударственном секторе, как минимум 40% ВВП — в тени. Добро пожаловать в капитализм!
Но, господа, это не вялая и неконкурентоспособная евросоюзовская социал-демократия (вспомните, как недавно БМВ с облегчением продало горемычный британский Ровер с 40 000 рабочих мест с доплатой, так как вмешалось британское правительство, или как европейцы дико боятся более дешевого и лучшего «Антонова», потому что, видите ли, они недосчитаются рабочих мест).
Там, где сейчас господствует всеобщая откормленность, все начиналось именно так, как в Украине. А откормленность в Европе «порезали» раз в 70-х, так как «розовые попечители обо всех» запустили свои страны, и сейчас, вероятно, придется резать во второй раз, ведь Европа на порядок отстает от США, и оттуда за океан снова начал убегать интеллект.
Тезис второй: «Украинцы работают даром». Это, извините, политиканство и ерунда. Как доказать, что большинство людей работают даром? Только если в стране есть эпидемия голода. Но в Украине случаи голодной смерти единичны — вообще такое случается потому, что родственники на неделю забыли о бабушке или какой-то инфантильный мужичок посчитал, что лучше умереть, чем пойти помыть чью-то машину. Все это очень жестоко. Бесспорно — для Финляндии и Швеции. Но даже не для Америки. И тем более не для страны, которая из-за внутренних усобиц не смогла защитить свою независимость 80 лет назад, десятки лет терпела над собой нечеловеческий, издевательский эксперимент, проводимый сначала кучкой сумасшедших садистов, а потом — кучкой лицемерных лжецов.
А даром у нас никто не работает. Если бы это было так, пейзаж у нас стал бы похож на Эфиопию. Вот там действительно работают даром. Потому что не работают, а убивают друг друга. И умирают от голода.
Тезис третий: «Каждый должен быть на своем месте». Это, простите, немного отдает коммунизмом. То есть закончил школу, — поступил в вуз, закончил вуз — государство направило на работу. На благо общества. Если кто-то хочет жить в рыночном обществе, то на свое место можно рассчитывать только если у тебя родственники на своих местах или удача преследует тебя всю жизнь. Ведь рынок формирует потребности в твоих навыках, образовании. А если не удается — в мире существует более 200 стран. Некоторые — с облегченным визовым режимом. И другие специальности. Еще раз повторяю — добро пожаловать на Дикий Восток. Именно здесь, на Диком Востоке Европы и возрождается «старая добрая» капиталистическая система, которая «кинула» западные демократии и южноазиатские автократии в разные времена в почти непрерывный рост.
Для справки: из Америки начала столетия выехала половина интеллигенции, так как все захватили «нувориши». Снова для справки: в Великобритании приватизация во времена Тетчер была рассчитана на десятки лет. А в Украине экономику «разобрали» за считанные годы.
Время покажет, кто конкурентоспособнее. Потому что это называется рынком. Хотя в Евросоюзе он превращен почти в миф. Вспомним, что самая большая «социал-демократия» мира разорилась и развалилась не так давно.
Тезис четвертый и последний: «Оторванность украинцев за границей от украинских реалий». Во-первых, анализ экономических реформ и политических процессов в странах переходного периода — это собственно моя специальность, как и многих украинцев в Центральноевропейском институте. Мы тут не живем, а работаем. Исследования здесь проводятся на основе тех баз данных, которые образованному украинцу в Украине почти недоступны либо неизвестны. И еще, наверное, будут недоступны годами. Тем более, если смотреть локальные СМИ или сидеть без света часами. А, во-вторых, если уж идет речь о диаспоре, то иллюзий в отношении украинских реалий у нее нет очень давно. Особенно среди тех, кто хоть как-то пытается помочь. Иллюзии, скорее, носят в себе как фаны европейской интеграции, так и бывшие строители коммунизма.
Какие же выводы? Украина является феноменом на просторах бывшего СССР. Это единственная страна, где нет тоталитаризма и религиозной вооруженной нетерпимости (азиатские республики), красного реванша (Беларусь), войны и национального экстремизма (Россия) или экономического роста за счет пренебрежения национальным ресурсом и небольшими статистическими манипуляциями с количеством граждан (Балтийские республики). Да, нас обгоняет Центральная Европа. Потому что отход от коммунизма там начался раньше. Чехия удачно оторвалась от Словакии и спаслась от нищеты миллионами туристов. Польше почти простили национальной долг ради реформ. Венгрия раздала национальный ресурс в счет долга. Они меньше и жили лучше нас в социалистическом лагере. Чего ждать от Украины — неизвестно никому. Как и Чехия в 1989, как Венгрия в 1995, Украина последний год демонстрирует радикальное ускорение в темпах структурных реформ, к тому же с учетом реально сложившейся ситуации, то есть эмбрионального состояния внутреннего рынка и национального капитализма. Но поддержка международных финансовых организаций прохладная или отсутствует.