Где-то на днях прошел год с тех пор, как мне благодаря газете «День» выпал случай познакомиться и подружиться с фантастическим человеком, общественным лидером и романтиком-мечтателем паном Николаем Валько. Как раз тогда на «экваторе» лета 2012-го стартовала эпистолярная связь между мной и левковчанами. Оборвалась ниточка дружбы, которая протягивалась от моих родных Бродов вплоть до Черниговщины, после того, как Бог востребовал пана Николая на небеса.
Любовь к газете «День» зародилась в моей душе благодаря фантастической женщине, блестящему педагогу Татьяне Васильевне Бурдеге, которая не дала нам, четырем ее студентам-журналистам, разочароваться в профессии, а наоборот еще сильнее удостовериться в ее необходимости и особой актуальности в наше время. На каждое занятие Татьяна Васильевна заходила в аудиторию по-разному элегантно одетая, с разным настроением и душевным состоянием, но неизменной спутницей преподавателя была и есть свежая газета «День», с обзора и обсуждения которой начиналось наше часовое общение...
С тех пор начал читать газету регулярно. 2012 год начал вместе с новогодним выпуском, который храню до сих пор, поскольку лучшей газеты для себя в руках пока не держал. Как раз тогда увлекла история о Левках, о которой узнал из рубрики «Корона «Дня». Специальной короной редакция наградила Николая Валько — патриота, который решил «не дать исчезнуть маленькой родине с географической карты Украины».
Приятно удивило, что есть люди, которые осознают, что перестройка государства — это не только глобальные вещи, но и преданный волонтерский труд на благо своего родного уголка на локальном уровне — подъезда, двора, улицы, села, города. Даже окрашенная собственноручно скамейка у дома — уже вклад в имидж страны, элементарная попытка сделать жизнь себе и людям, которые живут рядом, хотя бы немножко более комфортной.
Левковчане поняли, что ответственность за их село прежде всего несут они сами, а не власти предержащие, и если самостоятельно не осуществят попытку спасти свое село от полного вымирания из-за отсутствия работы, инфраструктуры, то никто им в нынешних украинских реалиях не поможет.
Захотелось не только самому узнать об инициативах крестьян больше, но и поделиться информацией с родными галичанами, поскольку у нас ситуация с демографией и условиями жизни на селе, несмотря на высокую способность жителей Запада к самоорганизации, далека от утешительной.
Решил написать пану Николаю письмо, когда сидел летом в редакции районного еженедельника. Отыскал новогодний выпуск газеты «День», в интернете нашел почтовый индекс. Адреса активиста не было, поэтому решил писать «на деревню дедушке: поскольку в Левках осталось всего 40 жителей, то написал в графе «адресат» просто «пану Николаю Валько». К письму добавил свой номер телефона.
Где-то ориентировочно через неделю, в воскресенье, когда я был в церкви, стал звонить телефон. Такое впечатление, словно кому-то что-то было срочно нужно. Когда поднял трубку, услышал:
— Это пан Николай Валько из Левок. Одолжил у соседа телефон, потому что у него «Киевстар», мне с МТС дорого.
С тех пор началось наша с паном Николаем сотрудничество и дружба. В письме, которое он мне послал, речь шла детально об инициативах крестьян, уже воплощенных в жизнь и только запланированных. Слушал рассказы пана Николая с большим увлечением и писал на основе их коротенькие материалы для районок с надеждой, что после их прочтения кто-то вдохновится, возьмет пример с левковчан и хотя бы сам построит скамейку или наведет порядок у колодца, на кладбище или еще где-то еще, где собираются люди на селе, не ожидая, пока эту работу сделает кто-то другой.
Пан Николай для меня был примером настоящего общественного лидера, человека-креатора, который не только идеи генерировал, но и делал все возможное для воплощения их в жизнь, мобилизуя все ресурсы.
Часто приходится слышать от людей жалобы на беспорядок, который их окружает, однако для того, чтобы его ликвидировать, они ничего не делают. Вместе с тем левковчане самостоятельно отремонтировали помещение сельского клуба, в который вдохнули новую жизнь, привлекли к своему селу внимание Украины через привлечение к сотрудничеству газеты «День», всеукраинских телеканалов, которые оказывали информационную поддержку инициативам крестьян.
В прошлом году как раз на праздник Петра и Павла состоялось освящение восстановленного колодца в Левках, который, по словам пана Николая, построили монахи монастыря еще в ХVIII в. Писал мне в письме пан Николай: «Сегодня колодец имеет новую жизнь: чудесное украшение, журавль, вокруг высажены молодые сосны, цветы, стоит столик и скамейка...»
В начале марта этого года пан Николай, полный сил и энергии, привычного энтузиазма, с которым он говорил обо всех делах и идеях, позвонил по телефону ко мне с просьбой поинтересоваться, не смогла бы какая-то лесническая организация Львовщины подарить для парка в Левках саженцы лиственницы.
Этот парк Николай Григорьевич особенно любил и вспоминал о нем почти в каждом нашем разговоре. Оно и не удивительно, ведь «взлелеяли» его крестьяне собственноручно, как маленького ребенка. Именно тогда во время телефонного разговора с паном Николаем мы договорились, что соберу во Львове активную молодежь и приедем в Левки для того, чтобы организовать какую-то акцию и помочь крестьянам в уходе за парком, на что активист радостно ответил: «Приезжайте! Встретим, спать есть где, поработаем». А сам пан Николай сказал, что потом приедет ко мне в гости для того, чтобы «увидеть Львов».
Как-то я решил написать коротенькую заметку о Левках в «Сельские вести» с мыслью, что, если газету читает много крестьян, кто-то из них заинтересуется инициативами и возьмет пример с черниговских побратимов. Спустя какое-то время звонит по телефону пан Николай и говорит, что на его адрес почему-то пришло два письма для меня: одно — от редакции газеты, другое — от какой-то религиозной организации.
Оказалось, что редакция «Сельских вестей» поместила мой материал в рубрике писем от читателей и возле фамилии ошибочно написала «с. Левки». Пан Николай, с моего разрешения, открыл конверты. В одном из писем лидер какой-то религиозной общины благодарил меня за то, что я обратил внимание на инициативы левковчан и решил о них рассказать другим, отметив, что их община за меня молится.
Пан Николай познакомил меня с интересным человеком — автором «Дня», журналистом-патриотом Сергеем Лащенко, который тоже писал о Левках и поддерживал контакты с общественной организацией «Возрождение. Левки».
Из газеты «День» я узнал о замечательном человеке, действительно великом украинце — Николае Валько, через газету мы с ним познакомились, и на страницах газеты 10 апреля прочитал, что его не стало. Как раз в среду я шел в почтовое отделение для того, чтобы отправить пану Николаю компакт-диск с записью информационного сюжета моего авторства о Левках, который вышел в эфире «Львовского радио», после должен был позвонить по телефону пану Николаю и расспросить его, как дела с саженцами, не передумал ли он принимать у себя «десант» из львовских студентов.
По пути купил в киоске газету «День» и остановился в скверике для того, чтобы ее пролистать. В статье Ольги Харченко «Он сделал земляков символом оптимизма для всей страны» сообщалось о том, что уже прошло два дня с тех пор, как пана Николая не стало. На душе стало и грустно, что нет человека, который хотел и мог еще сделать много полезного для Украины, для своей крошечной сельской общины, а с другой стороны — приятно, что умер человек, продолжение которого будет жить в добрых делах, которые он после себя оставил.
«Сколько жизнь не крутила, и сейчас «подбрасывает» сюрпризы, но вера в лучшее будущее своих детей и внуков, да и всего государства, не исчезает. Чем больше сопротивление — тем больше уверенности в деле, которое начинаю», — написал в первом письме мне пан Николай. Хочется, чтобы таких людей было больше. Левки — это действительно украинский феномен, о котором нужно говорить, это пример, которому нужно подражать.
Николай Валько показал собственной жизнью нам, младшему поколению, что все в наших руках, и украинское будущее в благоденствии зависит только от нашего трудолюбия и умения жить честно и честно работать.