Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О двух особенностях украинцев

Не имеем никаких оснований считать себя бедными-несчастными
2 сентября, 2016 - 10:38

У нас, украинцев, есть, на мой взгляд, две особенности, которыми мы сами себя характеризуем: мы — работящая нация и мы — бедные-несчастные, нуждаемся в помощи. Относительно первого, нужно еще посмотреть, с кем мы себя сравниваем, а во втором случае, думаю, нам нужно от такой самохарактеристики держаться как можно дальше.

Вспоминаю, когда училась в школе, (а я училась в русской школе), то в учебниках по украинской литературе биографии писателей были очень коротенькими, очень однотипными. В них обычно говорилось, что писатель родился в бедной семье, жил бедно, учительствовал и умер в бедности. Казалось, что в тех биографиях меняли только фамилии, годы жизни, а текст оставался тем самым. Точно так же, как иногда памятникам меняют только голову. Биографии же русских писателей были больше наполнены какими-то интересными деталями, более живыми, а от украинских веяло безнадежностью, бедой, безысходностью. Вероятно, советская власть преднамеренно насаждала маленьким украинцам ощущение, что все украинское печальное, неинтересное, безнадежное.

Я живу за рубежом, и мне приходится время от времени читать стихотворения наших заробитчанок о нас. Читая эти стихотворения, будто бы опять возвращаюсь в свои школьные годы, и опять меня охватывает та скука от школьных учебников. В этих стихотворениях главная тема такова: бедные мы, несчастные. Почему-то не принимается во внимание, что наши семьи в Украине, благодаря нам, заробитчанам, могут жить немного зажиточнее, что можно помочь детям получить образование. Конечно, разлука с родиной — это очень тяжело. Не видеть детей годами — очень болезненно. Но детей можно забрать к себе. Если же разлука с родиной очень тяжелая, всегда можно вернуться домой.

Я являюсь продуктом советской системы образования. Я тоже в свое время считала, что ничего интересного в нашем украинском прошлом и современном нет. Казалось, что все интересное всегда происходило в Москве, Петербурге. Ну, что интересного, думала я, может быть где-то в Луцке или в Черкассах? Моя подруга, которая так же, как и я, была русским филологом, не раз на мои слова о важности изучения украинской литературы, говорила: «Ну, скажи мне, Лена, кого из украинских писателей можно поставить рядом с Толстым или Чеховым?» И я не сразу находила ответ на эти слова. Теперь я знаю, что можно ответить моей подруге.

Уверена, что ощущение второсортности приходит с детства, из тех же учебников о бедных-несчастных украинцах. Нам же наши учителя и родители никогда не рассказывали о том, что Русь была таким могучим государством, что европейские королевские семьи хотели иметь крепкие связи с Украиной и что Ярослава Мудрого называли тестем Европы. Его дочери выходили замуж за европейских королей, его сыновья женились на принцессах влиятельных государств, а руки его дочери Анны французы просили трижды: один раз швагер короля Генриха и два раза сам король Франции Генрих. Сколько же это подков истоптали французские кони, пока наконец привезли в Париж украинскую княжну Анну? А Анна была прабабушкой 30 французских королей, и те короли короновались на Евангелии, привезенном из Киева Анной.

Много ли мы знаем о влиянии украинцев на формирование элиты России во времена реформ Петра Первого? Когда россияне пишут книги или снимают фильмы об эпохе Петра Первого, они охотно рассказывают о немцах, голландцах, норвежцах, которые учили будущего царя, о европейцах, которые служили в России. Но россияне почему-то молчат о том, что Петр Первый обязал выдающихся украинцев-преподавателей Киево-Могилянской академии, в частности Феофана Прокоповича, поехать в Россию и там работать во имя строительства русского государства. И именно потому, что лучшие преподаватели вынуждены были выехать в Россию, Киево-Могилянская академия начала приходить в упадок. И что с тех пор все более-менее выдающиеся украинцы подпитывали именно русские культуру, науку, искусство.

Также росяне, рассказывая о выдающемся ученом М. Ломоносове, «забывают» рассказать, что Ломоносов выезжал учиться не только в Западную Европу, он также учился в Киево-Могилянской Академии — первом университете в Восточной Европе, основанном в 1659 году. До открытия Московского университета (1755  г.) оставалось еще почти сто долгих лет.

А что мы знаем об Иване Мазепе, кроме того, что он предал Петра Первого и что его прокляла русская церковь? А оказывается, в ХVІІІ веке, благодаря И. Мазепе Европа очень интересовалась Украиной. А фигура самого гетмана была настолько интересной, что великие писатели, композиторы, художники посвятили Мазепе свои творения. Приведу фамилии мастеров, которые изобразили Мазепу в своих произведениях: В     Гюго, Вольтер, Байрон, Мицкевич, Ю. Словацкий, Ф. Лист, Эжен Делакруа, А. Пушкин, П.   Чайковский. Мазепа был вдохновителем европейского романтизма, а мы об этом и не подозревали.

Еще одним великим сыном Украины является Серж Лифарь (1905—1986), признанный самым выдающимся артистом балета и хореографом ХХ века.

Саломия Крушельницкая (1872—1951) была признана при жизни самой выдающейся певицей мира, петь с ней на одной сцене считали за честь Энрико Карузо, Федор Шаляпин. Джакомо Пуччини подарил Крушельницкой свой портрет с надписью: «Самой прекрасной и самой очаровательной Баттерфляй».

Вероятно, большинство украинцев знают, что именно в Украине построен самолет «Мрія», который может поднять самый тяжелый груз в мире. Знают ли все украинцы, что украинец И.Сикорский (1889—1972) создал много моделей самолетов, а в 1941 году именно его модель вертолета S была впервые в истории авиации поставлена на вооружение армии США?

С.Королев (1906—1966 ), главный авиаконструктор СССР, который помог Советскому Союзу чувствовать себя покорителем космоса, всегда помнил о своих украинских корнях.

Известный испанско-французский художник Пабло Пикассо, когда увидел произведения нашей великой художницы-самоучки Екатерины Билокур (1900—1961), с восхищением сказал: «Если бы она была нашей художницей, мы бы все сделали, чтобы о ней заговорил весь мир».

К чему я все это веду? К тому, что мы, украинцы, имеем за своими плечами большую историю. Среди нас, украинцев, было и есть много больших личностей и мы не хуже других народов, а часто и более смелые и отважные. Весь мир смирился с мыслью, что Россия непобедима, а мы знаем, что Россию можно и необходимо победить. История показывает, что среди нас всегда было много смелых людей. Наш народ знал, что за волю нужно бороться. Мы это делали раньше и делаем сейчас. И многим можно поучиться у нас мужеству и решительности.

Так что мы не имеем никаких оснований считать себя бедными-несчастными. Японцы, например, живут почти на вулканах, их постоянно трясет, но бедными-несчастными они себя никоим образом не считают. Израиль в песках, в окружении враждебного арабского мира с оружием в руках создал прекрасную, комфортную для жизни страну. Мы же живем на плодородном черноземе, имеем море, реки, горы, минеральные ресурсы — и при этом считаем себя бедными?

Елена КОСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ