Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О художнике Борисе Пианиде

Ирпень дарил вдохновение многим художникам. Но немногие щедро благодарили его своим трудом
25 июня, 2020 - 19:31
БОРИС ПИАНИДА ПРОВОДИТ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ
БОРИС ПИАНИДА. ПЕРЕБЕНДЯ. ФРАГМЕНТ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО РЕШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТЕНЫ ФОЙЕ КЛУБА В СЕЛЕ МОРИНЦЫ. ВЫЖИГАНИЯ НА ДЕРЕВОПЛИТЫ. 1964 Г.

30 мая художнику, кандидату искусствоведения, доценту Киевского государственного художественного института Борису Никитовичу Пианиде исполнилось бы сто лет. По случаю юбилея в историко-краеведческом музее города Ирпеня на Киевщине открылась выставка «Жизнь и произведения художника Б.Н. Пианиды» (из фондов музея). Ирпень дарил вдохновение многим художникам. А Борис Пианида принадлежит к числу тех немногих художников, которые щедро благодарили Ирпень своим трудом. Борис Никитович устроил в городе частный мемориальный музей своего учителя Матвея Донцова в 1975 (!) году, где организовал детскую художественную студию, в которой бесплатно обучал искусству юных ирпенцев. Стараниями Бориса Пианиды в Ирпене был установлен памятник-стела возле дома, где прожил последний год своей жизни выдающийся украинский живописец Федор Кричевский. Когда в Ирпене городская библиотека получила новое помещение, Пианида позаботился, чтобы его украсили дипломные работы выпускников художественного института. Когда в городе организовывали Ирпенский историко-краеведческий музей, Борис Никитович предоставил для него материалы об ирпенских художниках.

На выставке экспонируется графика и живопись Б.Н. Пианиды. Он был замечательным графиком. Смотришь на портретные зарисовки работы Бориса Никитовича и видишь людей, их характеры. Конечно, он отдал дань и ленинской теме. А вот тематика Второй мировой войны для него не была конъюнктурой. Война оборвала его учебу в Харьковском художественном институте. Погиб на войне старший брат Александр, офицер советской армии, который много рассказывал младшим братьям Борису и Владимиру о творчестве Т.Г. Шевченко, И.Ю. Репина, В.И. Сурикова и других художников и тем самым стимулировал ребят к искусству. На выставке экспонируются и фронтовые рисунки Б.Пианиды. Художник и на войне остается художником. В 1942 году ранение и контузия вывели солдата-десантника Бориса Пианиду из рядов бойцов. Он вернулся к учебе. В 1947 году Б. Пианида окончил с отличием Киевский государственный художественный институт, где учился на живописном факультете в мастерской профессора А. Шовкуненко.

В 1951 году Б.Н. Пианида защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению. В течение последующих лет написал и опубликовал более 250 разнообразных искусствоведческих статей. Самым значительным из его печатных трудов является монография о художнике М. Донцове, изданная в 1962 году. Одновременно с преподавательской деятельностью Борис Никитович проводил в художественном институте немаловажную общественную работу. Кроме Ирпеня, он учил детей и молодежь в двух художественных студиях в Киеве.

Но прежде всего Борис Пианида — художник. Широк его творческий диапазон — от тематических картин, портретов, пейзажей до монументально-декоративных росписей, мозаик, витражей, выжигания. Свой протест художника против уничтожения гитлеровцами произведений искусства Б.Н. Пианида выразил картиной «Варвары ХХ века». С горечью изобразил художник разрушения, совершенные немецкими захватчиками на украинской земле. Б. Пианида также воспроизвел в своих картинах много живописных уголков родной природы и исторических памятников. В составе творческих групп архитекторов, художников, скульпторов Б.Н. Пианида выполнил ряд монументально-декоративных работ в городах Донбасса, на Херсонщине, на родине Тараса Шевченко в селе Моринцы, в Ксаверовке на Киевщине, в селе Песчаном Черкасской области, в ряде зданий жилого и общественного назначения в Киеве и тому подобное. Вспоминают, что Борис Пианида был эрудированным человеком, хорошо знал творчество репрессированных коммунистическим режимом художников.

Борис Пианида умер 8 марта 1993 года. Он прожил бы дольше. Но однажды, когда Пианида возвращался поздно ночью из Киева, где учил юных искусству, нашлись уроды, которые избили старого учителя. В результате избиения ребро художника уперлось в его легкое. Последние годы Борис Никитович очень страдал. Он ходил согнутый и не мог разогнуться. Спал, сидя в кресле. Перед смертью художник завещал похоронить его в украинской вышитой сорочке возле могилы своего учителя М. Донцова. Последнюю волю художника выполнили.

К сожалению, после смерти Бориса Никитовича созданный им мемориальный музей Матвея Донцова прекратил свою работу. Но Ирпенский историко-краеведческий музей хранит память о выдающемся земляке.

Благодаря своему таланту и доброте Борис Никитович будет жить в памяти своих современников, а также тех людей, которые родились и родятся после его смерти.

Когда я вспоминаю художника Пианиду, то в моей памяти всплывает воспоминание об открытии Ирпенского историко-краеведческого музея в 1987 году. Руководители города отправились к книге отзывов и вдруг сразу отошли в сторону. Оказалось, что на первой странице книги отзывов краснеет какое-то пятно. Я до сих пор не знаю, был ли это какой-то случайный дефект, не замеченный художником, покупавшим альбом для книги отзывов, или кто-то намеренно сделал пакость. Выручил Борис Никитович. Он спокойно вытащил из кармана лезвие бритвы, счистил красное пятно и сделал первую запись. Написал в нижней части страницы. Верхнюю он оставил, видимо, для главы города. Борис Пианида был скромным человеком. Он — кандидат искусствоведения, доцент Киевского художественного института, основатель и заведующий мемориальным музеем. Другой человек на его месте покритиковал бы меня, тогда еще новенького директора музея, указал бы на недостатки. А Борис Никитович знал, что на открытии могут случиться какие-то проблемы, и пришел с лезвием бритвы в кармане, чтобы оперативно их устранить. И спокойно это сделал, ни на кого не сетуя.  Таким был художник Борис Пианида.

Анатолий ЗБОРОВСКИЙ, директор Ирпенского историко-раеведческого музея, иллюстрации предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ