Добрый день, дорогая Лариса Алексеевна!
Всякий раз, обращаясь к Вам, хочу прежде всего сказать «БЛАГОДАРЮ». Благодарность имеет особую магическую силу, я убеждена в этом. Благодарность на какое-то мгновение может сделать родными совсем чужих, на первый взгляд, людей, это чувство невероятно важное. Благодарность — это лекарство, которое дает нам силы преодолевать трудности, идти вперед, мечтать о лучшем будущем. Ваша газета помогает мне вести активный образ жизни, несмотря на мои ограниченные возможности. Именно Ваше издание несколько лет назад вдохновило меня начать писать историю своего рода. В моем семейном дереве самое почетное место занимают родители. Они были учителями с большой буквы.
Я была бы очень благодарна Вам, если бы вы поместили рассказы о моих родителях в вашем издании. В ноябре им обоим исполнилось бы по 95 лет.
Пусть мое письмо станет возможностью вспомнить педагогов старшего поколения, тех, кто начал свой учительский путь в тяжелые послевоенные годы. Вспомнить и поблагодарить за то, что были в нашей жизни. Для учителя иметь благодарных учеников — это большое счастье, поверьте мне.
Лариса Алексеевна, Вы успешная женщина, ваша жизнь наполнена глубоким содержанием. Это, очевидно, заслуга не только ваших родителей. Каждый из нас — это часть нашей семьи и мудрых учителей. Я уверена, у Вас были настоящие учителя.
Я благодарна Вам за каждую страницу «Дня», который, вне сомнения, является своеобразным учителем для его читателей.
Мирослава БУРЛЕЕВА из Винницы
Учительская профессия — одна из немногих, которые можно назвать вечными. Никто и ничего не может заменить учителя. С течением времени меняется статус учителя, его обязанности и права и, собственно, даже учительский образ. Неизменной же остается потребность в учителе, потому что без него маловероятным представляется путь к прогрессу.
Я знаю, учителями не становятся просто так, учитель — это не дар Божий, а ответственный и настойчивый труд. Знаю это точно, потому что выросла в семье учителей. Моей семьей был весь педколлектив родной школы. Мы, учительские дети, хорошо знали друг друга, вместе отмечали праздники, ходили на первомайские парады, летом ездили на экскурсии по всей Украине. Все мое детство прошло в школе, в школьном дворе, спортзале, стадионе, ведь дом свой мои родители построили рядом с работой. Поэтому жизнь моя еще с дошкольного возраста была наполнена пронзительной мелодией звонков и веселым шумом ученических перерывов.
Моя мама работала учителем украинского языка и литературы, долгое время была завучем, отец — учителем начальных классов. Я не просто продолжила семейную традицию, еще с детства я сердцем почувствовала, что мое призвание — учить детей любить свою землю, не быть манкуртами, развивать в душе добро и человечность. Мои родители, муж и его сестра, брат и его жена, сын, племянницы и племянники — вся моя учительская династия Бачинских -Бурлеевых — как-то незаметно передала и мне свои национальные мировоззренческие позиции, переживания за судьбу Украины, родной язык, за будущее наших детей. Возможно, это звучит несколько пафосно, но это так. Разве могла я избрать другую профессию? В музее родной школы пгт Червоного, что на Житомирщине, среди других материалов, лежит папка «Династия учителей Бачинских».
Корнями моего учительского рода являются родители: Корзун-Бачинская Розалия Яковлевна и Бачинский Станислав Петрович.
Я уверена, среди украинских учителей послевоенных лет нашлось бы немало тех, кто в судьбе моих покойных родителей увидел бы себя. Поэтому эти биографические очерки я пишу, чтобы отдать дань памяти не только дорогой маме и папе, но и всем учителям, начинавшим свою педагогическую деятельность в тяжелое послевоенное время. Жаль, что их остались единицы.
РОЗАЛИЯ КОРЗУН-БАЧИНСКАЯ
Моя мать Корзун-Бачинская Розалия Яковлевна родилась в с. Березовка Володарск-Волынского района Житомирской обл. Начальную школу окончила в родном селе. Не все имели возможность в годы войны получить среднее образование. Мама ходила в 10 класс за 7 км в соседнее село. Зимой, в очень морозные дни, приходилось ночевать в школе. Окончили учебу из ее класса лишь пять учеников, пять девушек. Весной 1944 года все они направились в областной центр, желая продолжить учебу в медицинском заведении. Но абитуриентки опоздали на экзамены в мединституте. Но молодость и веселый нрав не давали подругам огорчаться, они быстро изменили свою мечту и надумали стать учителями. После успешной сдачи экзаменов в Житомирском государственном педагогическом институте моя мама и ее одноклассницы стали студентками I курса факультета языка и литературы.
У студентов послевоенных лет было много проблем: холодные комнаты общежития, аудитории с минусовой температурой зимой, отсутствие элементарных учебных принадлежностей. Но самой ощутимой была нехватка еды, особенно тяжело переживали голодный 1947 год. Вся надежда была на родителей. Мама и ее подруги из комнаты № 7 студенческого общежития питались тем, что привозили из села.
Дипломы девушки получили в июле 1948 года. На выпускном фото 19 красавиц и ни одного парня. По окончании института маму направляют на работу в среднюю школу пгт Червоное Андрушевского района Житомирской обл. В этой школе на должности учителя украинского языка и литературы она проработала всю свою жизнь. Долгое время была завучем.
Самыми тяжелыми были первые годы работы и самым дорогим был ее 5-В класс. Очевидно, потому мама и сохранила небольшое фото своих любимцев, датированное 26 мая 1949 г. Более десятка учеников Розалии Яковлевны избрали профессию учителя. Мама любила детей, любовь была взаимной.
Мама и в моем классе на протяжении двух лет преподавала украинский язык и литературу. Ее уроки были интересными, отдельные разработки уроков были напечатаны в республиканском журнале «Українська мова і література в школі». Хорошо владея искусством дидактики, она никогда не поучала, умелая тонко и точно подвести ученика к нужному выводу, мысли. Учила справедливости, достоинству, показывала нам, как стать счастливыми. И, кажется, такой была сама. Была счастлива своими родными, друзьями, учениками и своим трудом. Пережив голодомор, войну, голодный 1947, потерю близких людей, она оставалась оптимисткой, а когда приходила тяжелая минута, читала Лесю Украинку: «Ні, я буду крізь сльози сміятись, Серед лиха співати пісні...». Эти Лесины слова, как мамино завещание, я поневоле тоже читаю, когда жизнь красит дни черной краской.
В 1966 году Розалия Яковлевна была награждена значком «Отличник народного образования». В 1981 году получила медаль «Ветеран труда».
В 2011 году мамы не стало. Вечная ей память.
СТАНИСЛАВ БАЧИНСКИЙ
Мне в жизни посчастливилось иметь образцовых родителей. Мать и отец были всегда вместе, кроме высоких чувств их объединяла и учительская работа. Поэтому хочу рассказать и о моем дорого отце, учителе начальных классов Бачинском Станиславе Петровиче.
Он родился в селе Котовка Андрушевского р-на Житомирской обл., в селянской семье.
По окончании школы в 1940 году поступил в Бердичевский педагогический техникум, потом перевелся на заочное отделение. 12 января 1941 года началась его педагогическая деятельность, он пошел работать учителем начальных классов в Антопильскую семилетнюю школу Андрушевского р-на. Именно здесь и застала его война. В районе мобилизовывали молодежь 17—20 лет и отправляли как резерв для будущей армии за Днепр. Какое-то время отец с другими мобилизованными находился в Полтаве. Впоследствии их должны были отправить в Харьковскую обл., но немцы перекрыли путь к Харькову. Молодежь возвращалась домой. Началась ужасная жизнь на оккупированной фашистами земле. Отец видел, как издевались оккупанты над его односельчанами, особенно над военнопленными, расстреливали евреев. Его мать с сестрами (отец умер в 1939 г.) больше года прятали раненного лейтенанта, Мухина Николая Алексеевича. Подвергая себя смертельной опасности, семья Бачинских 6 месяцев в погребе прятали еврея Шермана Иска. Отца несколько раз немцы пытались вывезти в Германию на работы, но каждый раз ему удавалось бежать.
Перед Новым 1944 годом наши войска освободили Андрушовщину от оккупантов. В январе районный отдел народного образования направляет отца учителем в село Городище. Школа была полуразрушенной, без окон и дверей, не было топлива. Не хватало ученических тетрадей, книг, ручек, чернил. В таких условиях отец проработал до февраля 1944 года, 22 числа этого же месяца, в субботу, поехал навестить родных и в понедельник обратился к лейтенанту Андрею Роздайбиде, квартировавшемуся в его доме, с просьбой зачислить его солдатом своей роты. Лейтенант подумал и ответил: «Я возьму тебя при условии, если ты своей гармошкой будешь поднимать боевой дух моим солдатам». Отец играл на многих музыкальных инструментах. Станислав Петрович согласился и 25 февраля, положив гармошку и сумку с едой на подводу, попрощался с мамой, сестрами, соседями и пошел с солдатами добровольцем на фронт. На фронте был телефонистом, рядовым 1102 отдельной кабельной роты. Принимал участие в боях на территории Западной Украины, Польши, Чехословакии, Румынии, Австрии, Венгрии, Германии. В боях за Вислу был ранен. 25 декабря 1945 года Станислав Петрович был демобилизован как учитель.
С 1 апреля 1946 г. работал заведующим Жерделовской начальной школы. С 1 сентября 1947 г. был воспитателем 5-й группы Иванкивского детского дома. Чтобы как-то отвлечь внимание детей-сирот от жизненных проблем и сделать учебу интереснее, отец организовал фотокружок, пригодился фотоаппарат, привезенный с фронта.
Дольше всего мой отец учительствовал в Червоненской средней школе. За 30 лет, которые он здесь провел, ему пришлось вести уроки физкультуры, чертежа, природоведения, уроки труда на опытных участках, вести производственную обучение в 9–10 классах, быть воспитателем интерната и групп продленного дня. 17 лет он возглавлял кружок любителей цветов. Его клумбы были украшением всего поселка Червоного. На уроках производственного обучения его ученики изучали строительное дело, а со временем построили для школы просторный спортивный зал, который является гордостью школы и поныне. Не каждая городская школа может похвастаться таким залом. Станислав Петрович за что не брался в жизни, все выполнял качественно. Был неоднократным победителем социалистических соревнований.
С сентября 1983 года мой отец ушел на заслуженный отдых, получил медаль «Ветеран труда». А в 1997 году его не стало.
Когда я бывала в родной школе, то поневоле чувствовала ту светлую ауру, которая господствует здесь. Она состоит из сердечного тепла каждого учителя. Школа — это живой памятник всем учителям и моим родителям, которые здесь познакомились, поженились, вырастили сына и дочь, троих внуков, которые тоже пошли по нелегкой учительской стезе.
Мы, историки, часто утверждаем: «Историю следует изучать через жизнь конкретных людей». Я уверена, в биографиях учителей просматривается нелегкая судьба Украины.
Фото предоставлены автором