Политика в Украине разностороння: о власти, хлебе, войне, коррупции, будущем развитии, о нации. Очевидно, целесообразно сейчас, во время выпуска школьников, ВНО, зачисления в вузы и подготовки к новому учебному году, попытаться также посмотреть на развитие украинской нации в направлении формирования молодой генерации общества на языковой основе.
Программы, мероприятия, статистика относительно изучения украинского языка в образовательных заведениях и в Министерстве образования и науки Украины на высоком уровне. Но почему большинство молодежи разговаривает на русском в Киеве, Житомире, Чернигове, Сумах, Харькове и в других городах, где преимущественно живут украинцы, где преобладают украиноязычные школы? И это при условии, что современная молодежь живет в украинском государстве при действии закона об украинском языке.
Факторы такого положения мог бы определить мониторинг, проведенный действующим министерством, его экспертами. Но есть благотворительно-критический взгляд на это неравнодушных. И он небезоснователен.
На чем сосредоточено главное внимание учителя-языковеда в школе? На добросовестной подготовке к занятиям, скрупулезном составлении планов-конспектов и тестов, на включении в последние очень сложных вопросов, на разъяснении важности и целесообразности языка, на безукоризненном проведении уроков, на дерзком выявлении неуспевающих и непримиримости к ним, на составлении отчетности.
А на украинском разговаривает меньшинство выпускников школ северных и центральных областей, из них значительная часть — на языковом суржике. Да и украинская речь (произношение слов) оставляет желать лучшего... Хотя в образовательных заведениях украинский язык изучают практически более 12 лет: 11 в средней школе, 1 и более в вузах и еще можно учесть дошкольные заведения.
Почему такое положение? На наш взгляд, основным фактором такого нонсенса является то, что в школах мало внимания уделяется разговорной речи вообще, тем более в разных общественных ситуациях. Учебный процесс построен на тестах...
При изучении украинского языка тенденциозно основное внимание уделяется грамматике. (Так и при изучении иностранных языков). Вроде бы правильно. Но это изучается без надлежащей связи с активной живой речью. Не зная языка (даже иностранного), нетрудно в написанном предложении найти подлежащее, сказуемое, определение, второе спряжение, поставить правильный суффикс, окончание слова... И можно правильно читать, не умея правильно разговаривать. Оценки отличные, а разговариваем плохо.
Способствовало бы становлению государственного языка введение такой учебной дисциплины, как риторика. В давние времена была сначала речь, а затем уже пробовали ее записать и подвергать грамматическому анализу. Поэтому мы изучаем не язык, а грамматику языка и ее тоже плохо знаем...
Такой подход преобладает как при изучении украинского языка и литературы, так и других специальных и социальных учебных дисциплин. Без живой активной речи. Чтение «глазами» книг, интернета, карточек с тестами. И везде «кнопкодавство». Поэтому разговаривать учит среда — внедренный советский россиянизм: родителей и бабушек, в средствах транспорта, на рынке, на предприятиях, в учреждениях и других общественных местах...
При таком украиноязычном положении в стране, кроме необходимости улучшения учебного процесса по изучению государственного языка, нельзя оставить в пожизненном одиночестве говорящих на суржике. Вспомогательным источником для улучшения речи у них могли бы стать массовые издания через Министерство образования и науки небольших популярных книжечек...
...Украинскому языку без активной устной речи прогрессировать трудно. Для этого необходимо сократить предыдущий учебный материал, нужно каждого ученика-выпускника, кто даже не может и «не хочет», довести до свободного владения государственным языком и по такому показателю ввести экзамены.
В незнании украинского языка виноваты не отдельные школы, а такой традиционный системный подход Министерства образования и науки, при котором как следствие обусловливается незнание. В регионах, где население преимущественно говорит на украинском — и ученики его знают, и наоборот. Образование речь не вживляет в среду.
Среди многих проблем у политиков стратегическим должно быть направление на развитие нации, ее государственности, языка, культуры (без перегиба, как было раньше). Но у них преобладает борьба за власть, наживу, пиар. Каждая новая генерация политиков стирает предыдущую.
Следовательно, Министерство образования и науки должно быть стабильным проводником возрождения и развития социально-политического направления на соответствие нации и ее языка и культуры. Новая генерация общества должна быть высоко образованной с привлекательной чистой украинской речью. Языковая политика — политика нации.
Анатолий ВЕРТИЙЧУК