В «Дне» № 229-230 от 13 декабря 2013 года опубликовано интервью Н. Малимон с кандидатом исторических наук Восточноевропейского национального университета Оксаной Калишук «О (не) забытых уроках милосердия», сквозным мотивом которого является острая потребность в освещении проявлений христианского милосердия по спасению жизни украинцев поляками и поляков украинцами в 1943 году в польско-украинском конфликте. Интервью в который раз засвидетельствовало равнодушие украинской власти к своей истории, к людям, которые проявляли мужество и христианское милосердие, спасая людей, рискуя при этом жизнью своей и своих семей. Украинско-польский конфликт 1943 года пусть однобоко в советское время и в годы восстановленной Украины освещался, но там не было хотя бы упоминания о милосердии, которому посвящено интервью.
• С целью привлечь внимание украинцев к, сознательно или несознательно, забытым или подзабытым проявлениям христианского милосердия жителей Западной Украины к своим единокровным братьям из Большой Украины (так в Западной Украине, когда она была по Рижскому мирному договору оккупирована Польшей, называли подсоветскую Украину) в годы Голодомора 1932—1933 годов и послевоенного голода 1946—1947 годов.
27 ноября 2010 года в газете «Волинь-Нова» было опубликовано обращение, в котором ныне покойный уроженец Запорожья, который пережил Голодомор 1932—1933 гг. и голод 1946—1947 гг. заслуженный работник культуры, основатель и директор Торчинского исторического музея Григорий Гуртовый и исконный волынянин, переживший голод 1946—1947 гг., народный депутат ВРУ I созыва, председатель Волынского краевого братства св. Андрея Первозванного Андрей Бондарчук призвали волынян «Построим храм христианскому милосердию» — о сборе средств на сооружение памятника христианскому милосердию волынян в годы Голодомора и послевоенного голода. Тем более что в Луцке у Крестовоздвиженского храма уже есть под него фундамент. О проявленном милосердии волынян, даже пожилые, в своем большинстве, знают из скупых рассказов родителей. Думаем, что украинцы Большой Украины еще меньше знают о проявлениях милосердия жителей в более широком контексте Западной Украины к своим братьям из Большой Украины.
• По авторам обращения, если в годы Голодомора помощь волынян голодающим Большой Украины на границе встречала «... вооруженная стража: «Стой! Стрелять буду! Никакого голода в Советской Украине нет!» — то в скорбные годы 1946—1947 годов «...волна голодающих с Востока, Юга Украины, из России накрыла западноукраинские земли. Несмотря на разруху, горе, затруднение с продовольствием, сельское население Волыни помогало пострадавшим. Им не отказывали ни в одной хате. Делились последней картофелиной или куском хлеба, а то и давали приют в своих хатах, селах. И никто не делил людей по их взглядам, вере, языку, как это делают нынешние политики, чтобы расколоть Украину. Воины УПА, которые действовали на территории области, тоже не тронули ни одного голодающего пришельца, хотя этого предпочитают не замечать нынешние украиноненавистники». Привлекает внимание последнее предложение, которое написал спасенный милосердием добрых людей Волыни сын славного Запорожья Григорий Гуртовый. Несколько раньше в «Дне» он написал: «Я и на Волынь в 1947-ом прибыл, спасаясь от голода, а нашел здесь и работу, и семью. То, что выжил и могу донести правду о тех событиях к людям, меня только радует».
• О голоде тех лет и милосердии добрых людей молчали газеты Украины, озабоченные скорейшим проведением коллективизации и построения колхозного рая. О милосердии добрых людей молчат и сегодняшние средства массовой информации, а живые свидетели умирают, задокументированных материалов, особенно о милосердии послевоенных лет, скорее всего, нет. Но считаем, что проявление милосердия забвению не подлежит, ведь не так много на земном шаре памятников не грозным военачальникам или их коням, не вождям, не персонам голубой крови или знаковым личностям, а человеческому Духу, Добру. Милосердию. Милосердию, которое воплощалось на замученной войной и послевоенными репрессиями Волыни и всей Западной Украине.
• На наш взгляд, необходимо расширить географию памяти христианского милосердия, потому что его проявляли не только волыняне, но и жители всех областей Западной Украины. Именно по вопросу всеукраинского почитания христианского милосердия председатель Волынской краевой организации ВУТ «Просвіта» Николай Кучерепа, председатель Союза Украинок Волыни Любовь Ганейчук, директор Торчинского народного музея Григорий Гуртовый (в то время еще живой), председатель братства ветеранов ОУП-УПА Волынского края Василий Кушнир и авторы этого материала предложили в июне 2011 года депутатам Волынского облсовета, чтобы они обратились: к областным советам Западной Украины о принятии ими документов по почитанию милосердия жителей их областей подобно волынскому; к областным советам Большой Украины, жители которых спасались милосердием волынян от голода, о создании в них знаков благодарности и памяти милосердию. В ответ: как можно обращаться к областным советам Украины, если памятник не построен на существующем много лет фундаменте в Луцке.
Что же, логика в этом есть.
В мае 2013 года с вопросом почитания человеческого милосердия мы обратились к председателю ВРУ и народным депутатам ВРУ от Волыни или волынянам по происхождению независимо от их политической конфессии. В ответ, как говорят наши соседи поляки: нуль без палочки.
По нашему убеждению, памятники или какие-то другие формы памяти христианского милосердия жителей Запада Украины должны появиться, чтобы не забыли правнуки плохие о милосердии своих дедов, чтобы будить усыпленную память потомков и постоянно напоминать о единстве украинцев, которых искусно делят украинофобы.
• Твердо убеждены в том, что не имеем права тратить время, поэтому просим общественные организации Украины поддержать общественные организации Волыни по почитанию христианского милосердия жителей Западной Украины, которые проявили милосердие в те тяжелые послевоенные годы. Чтобы заставить, извините за такой несколько неучтивый термин, ВРУ принять соответствующие документы по поставленному нами вопросу, тем более что скромные мемориальные доски и тому подобное не нуждаются в значительных финансах.
Трудно живется ныне рядовому жителю Западной Украины. Но тяжелее жилось их родителям, дедам в те далекие послевоенные годы. Они были беднее материально, но богаче духовно, верили в Бога, с которым, наверное, боролось немало руководителей нынешней Украины.
Ростислав КУШНИРУК, заслуженный работник культуры, Антон СТУПАК, Волынская область