«Як же так убого ви живете,
Чом так занепали ви, скажіть,
Щоб у дні космічної ракети
Солов’я не в силі зрозуміть?»
Максим РЫЛЬСКИЙ, «Діалог», 1959 г.
Нам есть чему поучиться у минувших поколений. Их воля, самоотверженная решимимость в отстаивании собственных интересов вдохновляют и в настоящее время. Поэтому особую гордость вызывает скифский период. Моральная твердость в повседневной жизни и культурное богатство единокровных братьев и сестер одного из самых выдающихся мудрецов древнего мира философа Анархарсиса (V в. до н. э.) буквально поразили чужестранцев-противников, которые оставили о них интересные наблюдения.
Например, великий римский поэт Овидий (43 г. до н. э. — 17 г. н. э.), хорошо познав скифов, так охарактеризовал их: «Среди них нет ни одного, кто не имел бы при себе лука со стрелами и обоюдоострого меча на боку. Говорят они громогласно, их вид — грозный, перед нами предстает образ Марса (бога войны. — П. Ш.). они не тяжелы на подъем, когда нужно поднять меч. Они ненавидят римлян и часто в белый день засыпают стрелами римские крепости» (Штепа П. Українець і москвин: дві протилежності. — 2-ге вид. — Дрогобич, 2008). Но привлекает внимание его замечание о высокой степени патриотизма общества сколотов: «Гордый римлянин, который не всех римлян привык считать варварами, с удивлением убеждается, что скифы считают римлян варварами, насмехаются над латинским языком. Скифы уважают самих себя, лишь свою нацию, лишь свой язык, лишь своих богов, лишь свои обычаи». Вот почему их господство было продолжительным и богатым победами.
Ни один иностранный агрессор не сумел закрепиться на этой священной земле, ибо на страже ее безопасности стояли истинные патриоты, успешно распространяя свое влияние на «неварваров». Так, ученые местами обнаруживают сколотские ювелирные изделия в каменных захоронениях греков (Грант М. Золотая эра Греции. — Х., 2006). Даже известный греческий мыслитель Пифагор (582—500 гг. до н. э.) находился под влиянием богатейшего сколотского мировоззрения (Грант М...).
Ни персидский, ни македонский, ни римский захватчики не смогли покорить гордую нацию. Подобная ситуация сохранилась и в следующие почти 600 лет (!), когда «подпоясанные мечом» держали в постоянном напряжении весь античный мир. К тому же сохранили и родной язык: «Поэтому савроматы разговаривают на скифском языке, но несколько искаженном», — сделал вывод авторитетный очевидец древности Геродот (ок. 480 — 425 гг. до н. э.) (Давня історія України. — К., 1994. — Кн. 1). «Подпоясанные мечом» хорошо помнили, к какому роду-племени они принадлежат, и не желали отрекаться от корней предков.
В последующие эпохи выдающиеся фигуры разных времен засвидетельствовали искреннее уважение к нашему языку. Они не стеснялись его восхвалять. Например, турецкий мемуарист XVII в. Евлия Челеби прорицал: «...Они (украинцы. — С. Х.) — древний народ, а язык их еще более всеобъемлющий и богатый, чем фарси, китайский, монгольский и различные другие...» (Січинський В. Чужинці про Україну. — К., 2011).
В казацкие времена украинский язык также находился под надежной защитой бесстрашных рыцарей. А они же владели оружием так, что могли дать фору кому угодно. Вожди казаков личным примером показывали любовь и уважение к украинскому языку. Показательной является деятельность выдающегося полководца, политического и культурно-просветительского деятеля Петра Сагайдачного (? — 1622), который «...любил свой родной украинский язык и разговаривал на нем. Кроме того, он знал и уважал и другие славянские языки, о чем свидетельствуют его многочисленные письма» (Історичні постаті України. — Одеса, 1993).
На каком языке говорило подавляющее большинство населения Крыма во второй половине XVII в., специалисты знают наверняка благодаря свидетельствам турецкого путешественника Е. Челеби. По статистике, на то время в Крыму проживало 187 тысяч мусульман (из них 87 тысяч были военными) и — внимание! — 920 тысяч украинцев: 600 тысяч мужчин, 120 тысяч женщин, 200 тысяч детей (Чугуенко М. Шокирующая Украина. — Х., 2002). Из приведенных данных получается: в XVII в. в Крыму де-факто доминировали носители украинского языка.