...Революция Достоинства внесла в нашу общую судьбу существенные поправки и породила надежды на перемены. В 2014 году в Украине появилась новая и проевропейская центральная власть, но все важные задачи по проведению реформ она, несмотря на первоначальные обещания, продолжает решать старыми способами. Задекларированный было системный подход постепенно забылся и ею практически не применяется. Между тем, именно он является в современных условиях действенным методологическим рычагом управления такими сложноорганизованными объектами, как государство и общество...
На что же прежде всего следует направить усилия в случае применения системного подхода при принятии управленческих решений? Достаточно ли ограничиться аппаратными перестановками в центральных и местных органах власти Украины с введением «новых лиц» в законодательные и исполнительные ее эшелоны? Целесообразно ли использовать при проведении реформ традиционные подходы и простые схемы, которые бесчисленное число раз уже применялись в прошлом и доказали свою неэффективность: создание новых подразделений в органах государственного управления и контроля, а также переименование старых, кадровые ротации чиновников всех уровней, перестановки в правоохранительных органах, в структурах областного, районного руководства и многое другое? Вроде бы реформаторская активность есть, но, по сути, ничего не меняется. Причина очевидна: нередкие факты провалов и неудач убедительно говорят о том, что для достижения успеха при проведении системных реформ простых управленческих решений в рамках лишь одного объекта «государство» совершенно недостаточно. С позиции принципиального соблюдения методологии системного подхода недопустимо забывать об объекте «общество», игнорировать во время составления перспективных стратегических планов и не включать в последовательную цепочку преобразований. Попытаемся оценить значение функциональной связи данного объекта с объектом «государство» и понять ее роль в соблюдении упомянутой методологии при принятии управленческих решений.
Известно, что все явления, происходящие в сфере формирования конституционных основ украинской государственности, подчинены процессам в нашем обществе. Такой порядок целиком и полностью соответствует европейской и мировой демократической традиции, что подтверждается действующей Конституцией Украины, согласно которой источником власти у нас является народ. Однако обычно его роль понимают односторонне и в узком смысле: как право общества путем проведения свободных выборов, референдумов и других легитимных акций выдвигать на ответственные должности во властных структурах тех, кому большинство граждан отдает предпочтение. При этом обычно ускользает от внимания то, что Основной Закон не только ставит общество страны в приоритетное положение, но и подразумевает наличие между ним и государством причинно-следственной связи, когда «первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго» (Философский словарь под ред. И. Т. Фролова/ М., 1986).
Таким образом, очевидно, что применение системного похода при осуществлении коренных реформ в стране требует строгого соблюдения следующей последовательности: сперва внедрить передовые инновации в обществе, вплоть до тех, которые его радикально видоизменят, а во вторую очередь взяться за перемены во всем государственном аппарате Украины. Первые при этом должны выполнить главную системообразующую функцию, а вторые, как следствие, быть производным от них итогом. Такой порядок преобразований — важнейшее условие достижения положительных результатов при принятии решений в сфере государственного управления и является надежной гарантией их успеха. Несоблюдение его раз за разом будет обрекать нас на попадание в ситуацию «Все пропало!», на растранжиривание финансовых средств и потерю времени. В результате пренебрежения системной методологией выйти из замкнутого круга навалившихся проблем мы вряд ли сможем, что чревато хроническим отставанием Украины в цивилизационном развитии...
...Если мы действительно решили начать системные преобразования в правильной последовательности, то для их ускорения потребуется предварительное проведение в Украине широкомасштабной информационно-разъяснительной работы, направленной на подготовку положительного восприятия нашими гражданами предлагаемых перемен в своей духовной сфере. Общество должно целиком убедиться в их крайне назревшей необходимости и в безусловной пользе для себя, говоря словами Альберта Эйнштейна, перевода собственного мышления на более высокий уровень.
К сожалению, в наших высоких государственных структурах системный подход при принятии управленческих решений не нашел своего места. Его игнорирование может дорого нам обойтись, так как обществу не выжить без духовных ориентиров, способных его консолидировать. Мы должны коренным образом изменить страну, но для этого должны измениться и сами. Высказанные в данной работе замечания и соображения, как надеется автор, смогут в этом помочь.