Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об элитарности

8 октября, 2010 - 00:00

(Комментарий к статье «Стратосфера сельского Дон Жуана» Д. Дроздовского, «День» от №172—173 24—25. 09. 2010 г.)

Поэзия И. Павлюка (сборник «Стратосфера») в частности, «нуждается в особенном семиотическом коде для дешифрации», утверждает ее рецензент. Он ассоциирует И. Павлюка с Т. Шевченко с его «на сторожі поставлю слово», Иваном Франко, Лесей Украинкой, Евгением Маланюком. Каким образом — судите сами. Цитирую из сборника приведенное рецензентом.

«Базарна вітчизна — як баба стара, ще дівка.., как дірка озонова над льодяним болотом... Мені ж як людині — Людно. Але нелюдяно тут».

«Это проблема человеческого одиночества», — трактует такое рецензент. — «Прежде всего потому, что человек, получив потенциально неограниченную свободу, потерял ощущение укорененности в сегодняшнем «мультикультурном» мире».

Что бы это означало? Например, получив потенциально хорошую заработную плату, он получает или нет зарплату?! И о какой укорененности и мультикультуре идет речь?

Модель «центр — периферия («маргинес»)» в нашем обществе, по которой они не пересекались, творила две монокультуры, в одну из которых был «укоренен» поэт. А теперь представители периферии с их культурой (не путать с искусством, как это делается на радио «Культура») «составляют большинство в столицах», творя, таким образом, мультикультуру в этих столицах.

Но такая «столичная» монокультура, существовавшая вне культуры периферии, свидетельствует об отсутствии единства в обществе, что и является причиной черт отчизны, которыми наделяет ее поэт. Следовательно, все так, но с точностью до наоборот, — такая вот странная логика этого «демиурга в царстве духа», как называет поэта рецензент.

Давайте посмотрим поближе на плоды его столичной монокультуры. Он примитивизирует мир «маргиналов» — духовный мир села.

«Сільський філософ знає, як у світі жити, щоб ні воєн, ні битв не було — нічого. Щоб сидіти і вдалечінь дивитись. А раптом у якихось очах побачити очі простого Бога». Да, именно «простого Бога» (цитирую, опустив несущественные детали).

Можно обратить внимание на форму изложения поэта, которую он видит как свое художественное достояние. Судить не берусь.

Но что же в позитиве столичного мировоззрения Поэта? Призывы! — «до порятунку себе і своєї землі», «як альтернативна форма поетичного буття». Это все. Разве еще «здатність вірити в чудеса».

Всеволод ХРАПАЧЕВСКИЙ, Боярка
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ