В материале «Зиккураты Крыма», который был недавно опубликован на страницах газеты «День» (см. №24 от 12 февраля 2015 года), я рассказал о жителях степной части полуострова, о татарах, народе, который за полтысячелетия своего пребывания в Крыму трансформировался в оседлое население, своим трудом превратившее засушливые степи в цветущий и благодатный край.
А вот этногенез другого коренного народа Крыма — караимов — знают не все. Когда-то мой хороший друг, учитель истории одной из джанкойских школ Иван Данилов, рассказывал: «Из древнего, государственного и многочисленного народа сейчас в мире осталось лишь несколько тысяч караимов, в Крыму — ориентировочно 800 человек». Его рассказы, как и названия местностей — Чуфут-Кале, Кара-Даг, Кырк-Йер, Бельбек-Каньон, Балта-Тиймез, — завораживали и интриговали.
Родиной караимов, этого тюркоязычного народа, был Алтай. Где-то в VIII—IX веках караимы вместе с родственными с ними хазарами в низовьях Волги и Урала создали мощное и процветающее государство — Хазарский каганат со столицей Саркел (Белая Вежа), доминирующей религией этого государственного образования был иудаизм. В 965 году киевский князь Святослав, сказав свое знаменитое «Иду на вы», пошел войной на хазар, полностью разрушив Саркел. После поражения часть хазар и караимов ушли в Среднюю Азию и Афганистан, другая часть переселилась в Крым.
О следах тысячелетнего быта караимов на полуострове, об остатках их высокой культуры рассказывать сложно. Это надо видеть!
Весь горный массив Чуфут-Кале — сплошной музей под открытым небом. Остатки дворцов караимских каганов, целые жилые квартиры, вырубленные в камне, пещерные культовые сооружения, наблюдательные башни, крепости на вершинах скал, некрополи, системы водоснабжения и водоотведения, а между ними — зеленые поля и фруктовые сады, поражающие воображение.
Крымское ханство, татары-магометане мирно сосуществовали с караимами-иудеями, уважая их за трудолюбие и коммерческий талант. 1246 король Данила, заботясь о развитии торговли в крае, пригласил караимов в Галичину, предоставляя им земли и привилегии. Общины караимов были в Галиче, Львове, Перемышле, Луцке, Звенигороде и других городах Красной Руси.
Ум и доблесть караимов ценили и запорожские казаки. История сохранила имена казацких полковников Минаша, Бубновского, Ильяша Караимовича.
Однако после захвата в 1783 году Крыма царской Россией со временем были введены дискриминационные законы о зонах оседлости для евреев и караимов.
Из-за войн, репрессий, депортаций этот талантливый народ был частично вытеснен из своей родины, частично ассимилировался.
Караимы поклонялись единому Богу и Ветхому Завету, особенно Пятикнижью. Выполнение десяти заповедей Божьих — главное требование иудаизма. Ветхий Завет для караимов — сосредоточение глубокой мудрости, постижение которой возможно лишь силой своего разума.
Россия, казалось бы, христианское государство, забыла десятую заповедь Божию «Не пожелай имущества ближнего». Захватывая и разрушая святыни пограничных народов, их храмы, мечети, синагоги, школы и средства массовой информации, оккупанты пытаются лишить их исторической памяти, а там и самой жизни.