В Украине разгорелась настоящая информационная война. Если центральные телеканалы еще пытаются сохранять нейтралитет, то независимые интернет-издания разделились на два лагеря. Российские СМИ единогласно критикуют события на Майдане и Банковой, хотя оппозиционный телеканал «Дождь» выпускает иронические репортажи, в которых высмеивает фактологические ошибки в новостях.
Пропаганда идет с обеих сторон, и человеку, который непосредственно не присутствовал в последние дни в центре Киева, очень сложно разобраться, кто есть кто.
Такие методы манипуляции и влияния на общественное мнение не новы. Еще со времен Тита Ливия, который для создания у римлян образа кровожадного Карфагена ввел понятие «пуническое вероломство», пропаганда была неотъемлемой частью политики. Развитие методов агитации шло так же динамически, как и развитие человечества. С появлением печатного станка, например, монархи Европы и католическая церковь убедили народ, что власть является божьей милостью и должна передаваться по наследству. Флаг передовиков пропаганды, который начал выпадать из их рук, в конце XVIII века подхватила Великая Французская Революция, которая показала, как важно контролировать общественное мнение во время беспорядков. Согласитесь, картина «Свобода на баррикадах» до сих пор является символом сопротивления и народного восстания. Я уже не говорю о «Марсельезе» Руже де Лиля.
Согласно энциклопедии «Британика», пропаганда является систематическим распространением фактов, аргументов, сплетен и другой информации, даже заведомо неправдивой, для влияния на общественное мнение. Поэтому ложью никогда не гнушались. Наполеон заверял, что в битве при Аустерлице во время отступления врага утонуло более 20 тысяч солдат союзников, прекрасно зная, что таких было не больше восьмисот.
В военных условиях и в условиях других национальных потрясений манипуляция общественным мнением достигает своего апогея. В мае 1945-го, поверив Геббельсу о зверствах большевиков, миллионы немцев бросили дома и убежали на запад. А во время Вьетнамской войны США удачной пропагандой уговорили сдаться свыше 250 тысяч воинов Вьетконга. Подобных примеров масса.
Казалось бы, в нашем новом XXI веке в эпоху цифровых медиа и интернета мы имеем надежные источники и полную свободу выбирать, какую информацию воспринимать, а какую нет. Но сейчас нужно более критично относиться ко всему, что слышим и видим, потому что политтехнологи, как стало модно их называть, теперь стали еще более изобретательными. Последние события как нельзя лучше это иллюстрируют — фото концерта 2012 года, которые выдают за Евромайдан, даже не замечая, что на них отсутствует немалоизвестная елка. Фото актеров известных западных сериалов, которые держат в руках плакаты в поддержку митингующих, хотя кто угодно мог бы заметить, что это — кадр из самого сериала и немного фотошопа. В конце концов, распространенная подделка фото с отбитой головой Ленина на Бессарабке.
Сформировать собственное мнение становится все сложнее, у каждого свои источники информации, которой стоит верить. Именно они формируют образ врага, играя на контрастах и приводя неопровержимые доказательства. Только критическое мышление помогает не утонуть в море информации. Да и оно подводит, когда играют с подсознанием: учитывая то, где разместили данный материал в газете — после новостей о войне в Сирии или после сообщения о рекордном урожае зерновых, — он и восприниматься будет соответственно.