Состояние образования в Украине становится все менее удовлетворительным. И дело не только в том, что Украина не избавилась от последствий в виде беспризорности детей, социально напряженных семей, бедности, безработицы. Уровень развития детей, которых мы считаем беспроблемными, абсолютно недостаточный. Знание можно получить, развить определенные способности, но эти способности во многих случаях остаются в зародышевом состоянии. Выпускник девятого класса не может решить простой стандартной задачи на наполнение бассейна водой из двух труб не потому, что он этого не учил, а потому, что он не научился воображать, что происходит в действительности, стоящей за этими цифрами. Выходя из школы, значительная часть учеников этому так и не научилась. Для них реальная жизнь и ее математическое моделирование не пересекаются. А без этого компьютер превращается в огромную Интернет-подсказку, а не в рабочий инструмент творческой деятельности. Получив недостоверный результат, ученик не ищет ошибку, а абсолютно серьезно считает, что все сделано правильно. Наиболее ценный дар человека — воображение — остается почти не пробужденным. Причем воображение не как бесплодное фантазирование, а как постоянный контроль соответствия полученной информации реалиям жизни.
С детства человек приучается к простым решениям по типу рекламы, боевика, очередного шлягера, мыльного сериала. Мы уже начинаем ощущать засилье примитизированных исполнителей, а что будет далее? Можно понять, что такими людьми и легче руководить, и через их посредничество легче проводить необходимые бюрократам решения. Но тогда нужно привыкнуть, что это приводит и к таким последствиям, как катастрофа, отсутствие моральных основ, непонимание влияния результатов собственных действий на общество. В качестве примера — кражи цветных металлов энергооборудования или разрешения от имени государства на различные «Селенги», «Хопры», забравшие деньги, которые могли бы работать на Украину, а главное, подорвавшие доверие ко всем финансовым заведениям.
Однако оторвемся от финансово-политических вопросов, поскольку там есть много дополнительных факторов, с которыми быстро не разобраться, и вернемся к проблемам образования. В условиях, когда не хватает средств на элементарное выживание, на образовании пытаются сэкономить. Но в современных условиях образование становится более расходным, а попытки удешевления в ближайшее время будут оборачиваться огромными убытками.
Лет шесть-семь назад, когда я анализировал психологическую основу детской преступности, пришлось сделать вывод, что постепенно общество делится на две части — тех, кто причастен к преступлениям, и тех, кто этих первых ловит, осуждает, перевоспитывает, содержит в тюрьмах. Тех, кто работает, становится все меньше. Скорость этого движения в различные моменты меняется, но направление пока что остается неизменным.
Уже было сказано о влиянии телевизора, который все чаще заменяет мать и отца, советника и учителя. Телешоу и телезрелища все меньше становятся похожими на эти телеимпрезы.
Таким образом, в современном мире встает пакет вопросов, связанных с воспитанием и социализацией молодых людей, разъяснением взаимосвязей в обществе, развитием каждого человека как социально зрелого, наиболее адаптированного к условиям современной цивилизации, внутренне защищенного от негативного влияния телевидения, улицы, «зоны» и тому подобное.
Кто же может выполнить эти задачи? Может, сам телевизор, бюрократический аппарат или официальное судопроизводство, сталкиваясь с которым рядовой гражданин чаще всего, как апостол Павел, теряет надежду на Закон?
Остается только школа, как обобщение учреждений просветительско-воспитательного направления. Сегодня ведутся разговоры о реформах, о подготовке специалистов необходимого профиля, но очень мало обращается внимания на воспитательную деятельность и совсем забыли о мощном влиянии через школу на родителей, т.е. на все общество.
Принижение роли учителя, удешевление школы увеличивает расходы в других отраслях в десятки раз. Качество образования, не говоря о воспитании, снижается, а для завуалирования этого вводятся рейтинги, многобалльные системы и другое. Принципиально это приведет к росту конфликтности, обращению в суды, с чем уже сталкиваются США (вспомните полемику Буша и Гора по проблемам образования). Не за горами случаи, когда реальные знания будут почти отсутствовать, но рейтинг окажется высоким за счет купленных письменных работ, рефератов и т. п. При рассмотрении же такого конфликта в суде учитель имеет мало шансов на «победу», а поэтому ему нужно «сдаваться» загодя. К этому же прибавляется «проблема улицы». Как только требования учителей вырастают хотя бы до самого низкого уровня нормы, возникает ситуация, когда определенная часть учеников с ними не справляется. Что тогда делать? Второгодничество себя не оправдывает, дополнительные занятия неэффективны, разделение на «интеллектуальные уровни» вызывает сопротивление общества, «отсеивание» встречает мощный вопль: «А что с ними делать, выбросить на улицу? Там и так много!». И учитель раздирается между обязанностями педагога и милиционера, причем вторая роль становится все более существенной. И к школе по большей части относятся как к такому себе филиалу «детской комнаты милиции», пребывая в которой дети отворачиваются от преступности. Но уже есть случаи, когда преступность в виде распространения наркотиков, перепродажи краденого приходит в школы.
Образование, функционирующее нормально, может решить многие проблемы общества, но сегодня у самого образования огромное количество проблем. Поэтому общество должно решить проблемы образования для своего собственного развития, и первым шагом является осознание роли образования, необходимости его реформирования и развития тех проблем, которыми оно обременено. Необходимо, чтобы и Верховная Рада относилась к этим вопросам не как к второстепенным (количество членов Комитета ВР по вопросам образования и науки одно из наименьших, поскольку здесь не крутятся большие средства и привилегии), но как к таким, с которых начинаются все другие и от которых зависит гуманистический подход к решению проблем общества.