В «Дне» №101 от 9.06.2001 г. мы пригласили специалистов, экспертов и наших читателей к дискуссии по вопросу «Какие именно реформы нужны в отечественной системе образования?». Его актуальность не только для педагогов, но и для всего общества обусловлена подготовкой и последующим принятием Национальной доктрины развития образования Украины в ХХI веке.
В письме Ивана Вакарчука — ректора Львовского национального университета им. Ивана Франко — рассмотрены технологии подготовки, обсуждения и внедрения стратегически важных образовательных документов в развитых странах мира. Принципов, которые положены в основу этих технологий, желательно придерживаться и при разработке нашей национальной доктрины. И основными из них являются использование коллективного разума и организация самого широкого общественного обсуждения. Именно поэтому мы намереваемся продолжить дискуссию в следующих выпусках «Почты «Дня».
Проект «Национальной доктрины развития образования Украины в ХХI веке» рассчитан на срок 25 лет, то есть на время естественной смены поколений. Сейчас довольно трудно предвидеть, каким будет мир и украинское общество через 25 лет, поскольку невозможно спрогнозировать, как именно изменится наша жизнь под влиянием новейших информационных технологий. Но древнеримская крылатая фраза «Образованные люди — украшение Родины» останется актуальной и сегодня. Также несомненно то, что развитие образования в ближайшем двадцатипятилетии будет опираться на самые современные информационные технологии. Процессы глобализации обуславливают далеко идущую корреляцию «всех со всеми», которая вызывает необходимость унифицирования технологий, механизмов и принципов взаимного сотрудничества в пределах мирового пространства.
Поэтому первый вопрос, возникающий при чтении названия документа: почему избран именно жанр доктрины и почему этот документ охватывает именно 25 лет? Во избежание эффекта терминологической размытости и неточности приведем дефиниции и типы стратегически важных образовательных документов как в западных странах, так и в странах Центрально-Восточной Европы.
Это, прежде всего, стратегия — наука и искусство использования всех возможных ресурсов для наиболее эффективного достижения поставленных целей. Такой правительственный документ как инструмент политики используют Венгрия, Чехия, Словения и Македония, и его срок 7 — 10 лет. Доктрина (лат. doctrina) — учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип. Доктринальные документы на сегодняшний день чаще всего практикует Россия, встречаются они также и в практике Киргизии. Во многих государствах встречаются стратегические бизнес-планы (например, Новая Зеландия), программы (Польша), предложения президента (США), так называемые «белые книги» (США, Великобритания, Швеция). В отдельных государствах есть законы и постановления, действующие до принятия последующего законодательного акта (Мавритания, Саудовская Аравия, Иран, Беларусь). И теперь вкратце о типах документов, привлекаемых в процесс выработки правительственных документов.
«Зеленые книги» — информативные документы по конкретной политической проблеме. Эти документы рассылают заинтересованным организациям или лицам, привлекаемым к процессу консультаций и обсуждений. Как правило, они становятся основой концепции нормативно- правового акта. В отличие от них «белые книги» — это документы, содержащие уже конкретные предложения относительно определенных мероприятий в определенной сфере политики. Как правило, они следуют за «зелеными книгами» и имеют своей целью начало процесса консультаций. Если «зеленые книги» очерчивают объем проблем, предлагаемых для обсуждения, то «белые книги» содержат официальные предложения по разработке отдельного направления политики и становятся орудием их воплощения. «Серые книги» — это документы, содержащие критические замечания или предложения альтернативных вариантов правительственных мероприятий в определенной сфере политики. В основном «серые книги» используют в правительственной практике Великобритании.
Как свидетельствует практика, процесс создания и обсуждения стратегически важных политических документов выглядит так: на основании результатов предварительно проведенных исследований формируют «зеленые книги» и «белые книги», на которые должны опираться проекты законов, предложения изменений в законах, бюджетные предложения и тому подобное. Собственно, на основании «белых книг» разрабатывают программы развития образования, а принятие правительственных решений и внесение изменений в законы становятся нормативной базой и институционными рамками, обязательными условиями ее реализации.
При определении государственного курса прежде всего учитывают национальные интересы и национальные цели, основы национальной политики и национальной стратегии, которые и закладываются в основу национальных доктрин, стратегий, концепций и программ. И любой стратегически важный политический документ оценивают по общепринятым критериям: действенности решения проблем, обеспечению в нем принципа равенства и справедливости, учету политических реалий, его эффективности и его пригодности к администрированию.
Сегодня в странах Центрально-Восточной Европы все стратегически важные образовательные документы учитывают в первую очередь такие основные проблемы:
— создание многоуровневой системы оценки образования и образовательной информации с целью определения образовательных диспропорций относительно ресурсов, доступа, процессов и результатов;
— качество базового образования, поддержка инноваций, ведущих к возникновению системы преподавания, базирующейся на дифференцированном подходе к учащимся;
— изменение регулирования содержания образования и системы экзаменов с целью создания справедливой системы направления и профессиональной ориентации студентов;
— уменьшение территориального неравенства;
— запрет и мониторинг за устранением всех видов образовательной дискриминации, обеспечение общепризнанных прав детей и меньшинств;
— мониторинг за недопущением каких бы то ни было стереотипных расистских и половых ущемлений системы содержания обучения, упрочение общественного консенсуса относительно ликвидации этнически неверных образовательных диспропорций;
— обеспечение доступа к изучению языков и культуры детьми, принадлежащими к тем или иным меньшинствам; поддержка и развитие поликультурного образования;
— привлечение детей с особыми потребностями, создание условий интегрированного образования;
— компенсация влияний низкого социально-экономического статуса через систему предоставления социальной помощи в образовании.
В течение последних пятнадцати лет в различных странах наблюдается параллельная тенденция краткосрочного и долгосрочного планирования образования. В документах Европейской Комиссии с июня 1999 года выделено рабочее планирование (1 — 2 года), стратегическое планирование (5 — 6 лет) и планирование отдаленного будущего (10 — 20 лет).
В большинстве европейских стран возникает компромисс между центральным планированием в масштабах всей страны и локальным планированием. Всюду наблюдается тенденция к децентрализации планирования, но в то же время четко выражено стремление к тому, чтобы, несмотря на децентрализацию, государство определяло важнейшие направления долгосрочных стратегических действий. Роль центра в целом состоит в определении стратегических целей и фундаментальных принципов, установлении основных механизмов косвенного управления, в проведении мониторинга соблюдения стандартов образования, разработке системы оценивания качества на всех уровнях для обеспечения соответствующих образовательных стандартов. Следовательно, как видим, эта роль сводится в основном к трем функциям: координационной, регулятивной и распределительной.
Каждый стратегически важный документ анализируется сквозь призму технологии его подготовки, технологии его обсуждения и технологии его реализации. На каждой стадии эти технологии имеют свои риски. Так, скажем, на стадии подготовки очень важно соблюдение формата и методологии подготовки документа, а также способность избежать ограниченности отраслевой тематикой и не допустить сужения круга экспертов, участвующих в подготовке документа. Низкий уровень технологии подготовки, т.е. неподобающая разработанность проекта стратегически важного документа, кроме всех выше перечисленных рисков, однозначно вызывает определенный скепсис у всех, кто имеет непосредственное или косвенное отношение к образованию.
Качественные технологии обсуждения должны опираться на самое широкое общественное обсуждение документа и иметь достаточно времени для соответствующей общественной экспертизы. Странам Центрально-Восточной Европы, как и западным странам, присуща тенденция к организации вокруг долгосрочных образовательных планов длительной и действительно самой широкой общественной дискуссии. Здесь акцент делается на понятии коллективного разума, эволюционном развитии стратегических документов. И здесь все понимают, что обеспечение эффективной образовательной политики немыслимо без изучения и анализа интересов всех, кто заинтересован в такой политике. Такое панорамное и согласованное видение проблем и перспектив образования чрезвычайно важно при разработке, обсуждении и принятии стратегически важных документов.
На стадии внедрения долгосрочных образовательных документов выявляется качественное рабочее и стратегическое планирование. Чтобы на стадии внедрения все риски свести к минимуму, следует перед этим оговорить четко и конкретно все пути реализации и механизмы внедрения важных документов. Чрезвычайно важную роль играет и определение всех ресурсов реализации. То есть стадия внедрения выявляет все те изъяны и недоработки, которые были допущены на стадии подготовки и на которые не обратили внимание широкие общественные обсуждения.
Так в целом выглядит процесс подготовки, обсуждения и внедрения всех политически важных документов в странах Западной и Центрально-Восточной Европы. По нашему мнению, ознакомление с этим опытом и его применение крайне необходимо при подготовке и обсуждении такого жизненно важного для нас документа, как «Национальная доктрина развития образования в Украины в ХХI веке».
В сентябре этого года в Женеве под эгидой ЮНЕСКО состоится 46-я Сессия Международной Конференции по образованию «Содержание образования и стратегия образования для сосуществования в ХХI веке: проблемы и пути решения», на которой страны-участницы представят свои национальные отчеты. Надеемся, что там мы сумеем достойно представить свой стратегический образовательный документ, который определяет как перспективу развития, так и принципы развития образования в нашей стране.