Павел КОЛОТВИН, руководитель Института политической информации:
— На юге Украины и, в частности, в Одесской области общественно-политическая ситуация более стабильная, чем об этом думают в Киеве и остальной части страны. Общественные организации и политики с полярными мнениями настроены на конструктивный политический диалог. Пример востока страны показал всем «горячим головам», чем конфликт может закончиться лично для них и для их семей, соседей, знакомых.
В Одесской области сформировался прочный и эффективный проукраинский региональный актив из представителей местных общественников, правозащитников, предпринимателей и политиков. Развилось волонтерское движение.
Этнонациональные группы в Бессарабии сейчас больше переживают из-за высокого уровня коррупции в регионе, нежели из-за смены власти страны и вектора международного развития. В центральной и северной части области сепаратистские настроения фактически не проявляются.
Из плохого: экономический кризис потенциально может вызвать социальные протесты в обществе, поскольку не все этнические группы ассоциируют себя с Украиной. Очередной серьезный общественно-политический кризис в Киеве может вызвать неконтролируемую реакцию со стороны региональной политической элиты, потерявшей влияние после революционных событий 2014 года, однако имеющей до сих пор поддержку избирателей.
Продолжаются провокации неустановленными лицами по разным общественным направлениям. Неизвестными активистами локально по области «разогреваются» темы мобилизации, экономического кризиса, межнационального и внутригосударственного спокойствия, а фактор Приднестровья играет дополнительную роль в повышенном уровне беспокойства и напряженности в обществе.
Дмитрий ЖДАНОВ, координатор проекта «Одесса Incognita»:
— Важное направление работы нашей группы — это изучение туристического потенциала Одесской области. Мы собрали материалы по 30 населенным пунктам Одесской области. При этом, исходя из названия нашей группы, нас интересовали, прежде всего, малоизвестные достопримечательности. Например, поместье Павла Марини в Мологе с сохранившимися фресками ХІХ века. Или имение графа Петра Заводовского в Березовском районе. Открытиями 2014 года стали поместье предводителя уездного дворянства Леонида Юковского в селе Михайлополь Ивановского района и поместье Яна Лемпера в Малиновке этого же района.
Сложная ситуация в стране стала настоящим испытанием для одесского туризма. Но благодаря продуманной работе департамента культуры и туризма совместно с туроператорами и общественными организациями в 2014 году Одесса выиграла борьбу за внутреннего туриста. Активизировался процесс включения исторического центра Одессы в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если он попадет в этот список, это создаст толчок к развитию международного туризма. 28 — 29 января в Одессе прошла международная конференция по данному вопросу. Шансы у Одессы есть, но возникает много вопросов, связанных не только с бездумной застройкой исторического центра. Спутниковые антенны и кондиционеры, рекламные щиты и вывески, которые устанавливают без учета исторического фактора, — все это визуальный мусор. Проблем очень много.
Наш проект никак не связан с политикой, мы занимаемся поисковой краеведческой и просветительской работой. Поэтому нам всегда идут навстречу и стараются помочь. Планируем, что в следующем году в Одессе будет на 100 памятников местного значения больше. Например, мы готовим документы для номинирования на статус памятников инженерно-технической мысли старинные колодцы и трамвайные остановки Бельгийского акционерного общества.
Борис ХЕРСОНСКИЙ, психолог, поэт:
— Я думаю, что «точечные взрывы» в Одессе были направлены против волонтерских организаций, поддерживающих АТО. Нанесен материальный ущерб, погиб один человек, по всей вероятности — подрывник. Цель этих терактов — запугать людей и вызвать у них враждебность к волонтерам. Понятно, ведь пострадали и соседи — выбитые стекла и обрушившиеся балконы среди зимы, в самые холодные дни. Но в Одессе не видно паники. Люди занимаются своими делами. И надеются, что органы охраны правопорядка также займутся своими... Живем ли мы в состоянии постоянного стресса? Конечно, живем. Опасаемся ли эскалации войны? Да, на мой взгляд, такой вариант вероятен. Возможны ли новые теракты? Лиха беда начало. Возможны, а работа по их предотвращению — главная задача СБУ в эти дни.
Одесса раскололась, о пропорциях трудно говорить. Молодежь — патриотична. Тем, чья молодость пришлась на советский период и кто не заметил лжи советского строя, путинская Россия милее.
Я с самого начала поддерживал революционное движение. Революция Достоинства, как мне до сих пор представляется, открыла новую страницу в истории моей страны. Я бы даже сказал жестче. По-настоящему я осознал, что Украина — моя страна, в эти дни. Я всегда был сторонником евроинтеграции и надеялся, что на этот раз мы пойдем верной дорогой. Смещение «короля коррупции» Януковича отвечало лучшим чаяниям. Новые лидеры производили и производят лучшее впечатление. Хотя и здесь нет места для восторгов.
К сожалению, новая страница в истории Украины запятнана кровью. Начиная с расстрела Небесной Сотни, события повернулись непредсказуемым образом. Молниеносный захват Крыма, последующая аннексия полуострова. Вспыхнувшая война на востоке, инспирированная и поддерживаемая Россией. Счет убитым идет на тысячи. Похоже, что военного решения у проблемы нет. Украине не выйти из этой ситуации без потерь — моральных и территориальных. Экономически мы отброшены назад. Все придется начинать сначала.
Александр СЛАВСКИЙ, программный директор Impact HUB Odessa:
— В силу того, что стало больше открытых людей, мы создаем куда больше социальных проектов. В «Хабе» мы решили, что приоритетами на этот год у нас будут образование и молодежь. Достаточно много желающих среагировать на то, что происходит в стране: люди собирают деньги для переселенцев, для тех, кто пострадал во время АТО, военнослужащих. Мы же решили, что об образовании и молодежи нельзя забывать, хотя обычно в таких случаях именно об этом и забывают. Это кажется не столь неотложным. Но если не будет активных, образованных молодых людей с более широким взглядом на мир, которые узнали западные и восточные технологии, то не будет у нас никакого светлого будущего.
С одной стороны, когда я выступал в одном из одесских вузов, видел людей безучастных к тому, что происходит в государстве и обществе. Они не думают о своем будущем, о том, как сделать город лучше, как сделать среду более комфортной. Но есть и много молодых людей, которые понимают, что им жить в этом городе через 20 — 30 лет, и пытаются что-то сделать. Это расцвет молодежных инициатив и организаций, начиная от околополитических и в большей степени силовых, таких как Самооборона, и до достаточно социальных, не имеющих политических целей, — как AIESEC или Дебаты. Наша программа Hub Volunteer Service — точка пересечения социальных проектов и волонтеров. Мы создали этот проект для тех людей, которые не готовы посвятить волонтерству все свое время, а хотят помогать эпизодически. С октября 2014 к нам обратилось более 400 людей.
Мы с волонтерами помогаем тем, кто нуждается в этом больше всего, — разгружали гуманитарную помощь для переселенцев, сдавали кровь, организовывали утренники для детей-переселенцев, а сейчас волонтеры участвуют в образовательном проекте и помогают детям учиться. В основном это студенты разных специальностей.