Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Они были незаурядными, хотя, казалось, обычными людьми

Отошла в вечность Дарка (Дарця) Заливаха
13 февраля, 2020 - 16:17

Недавно (31 января 2020 года) в Ивано-Франковске отошла в вечность Дарка (Дарця) Заливаха. Проживала она на улице Олега Кошика (когда-то), сегодня Афанасия Заливахи, названной в честь ее мужа, известного художника и политического узника. Более длительное время жила с ними и их детьми ее мама Мария Бандера и младшая сестра ее мамы, Люба Возняк-Лемик.

Моя мама Мария Лозинская из Сафиянов часто посещали этот дом. Мама и пани Люба, ровесницы, рожденные в сентябре 1915 года, ходили вместе во Львовский государственный семинар при Польше, как тогда говорили. При независимой Украине моя мама ехала туда встречать не только пани Любу и пани Дарцю, но также Афанасия и очень часто посещавшего их Зенона Красивского. Я также имел честь несколько раз бывать у них.

Рассказывала мне моя мама, что Люба была ее ближайшим товарищем в государственной гимназии во Львове, а также и революционным наставником. Мама в то время не принадлежала к Организации Украинских Националистов, а Люба была уже в Юношеской организации ОУН. Ей поручала ОУН разные задания. Она привлекала к этому обычных патриотов, просто своих товарищей.

Вот один такой эпизод из их студенческой жизни: наступил день чествования польского автора пацификации Юзефа Пилсудского. В большом зале гимназии проходила праздничная польская программа. Люба, которая была с моей мамой и еще с одной приятельницей, попросила накрыть ее так, чтобы не увидел зрительный зал. Мама и приятельница это сделали, а Люба в то время выпустила «смердючку». Служба почти моментально схватила Любу и двоих приятельниц, когда зал опустошался. Люба героически держалась и молчала. Моя мама, которая была очень плаксивой в молодости, начала, как обычно, плакать. Окончательно Любу исключили из гимназии, а моей маме благодаря слезам и протекции позволили остаться в гимназии. Мама никогда не забывала Любу Возняк.

4 августа 1940 года Люба Возняк вступила в брак с выдающимся членом ОУН Николаем Лемиком, который совершил аттентат на секретаря Консульства СССР во Львове в 1933 году, когда большевики на восточных землях устраивали Голодомор. Им недолго пришлось жить вместе. Он организовал средние походные группы на Восток, она пошла с ним, но вскоре ее отправили во Львов, а его повесили немцы в Миргороде 10 октября 1941 года.

Любу арестовали уже после войны большевики, 24 декабря 1946 года, и держали до 1956-го. Но даже при освобождении не позволяли возвращаться на Западную Украину. В конечном итоге в 1968 году Люба вместе с сестрой Марией и отцом переехали в Ивано-Франковск на улицу Олега Кошевого, а в 1971 году приняли в свой дом недавно освобожденного Афанасия Заливаху с его женой Даркой, дочерью сестры Марии и Василия Бандеры. Там и умерла Люба Возняк-Лемик, 23 декабря 2007 года.

Дарця родилась 4 декабря 1941 года через несколько месяцев после того, как ее отца Василия Бандеру (брата Степана) арестовали немцы в сентябре 1941 года за провозглашение независимости Украины. Она никогда своего отца не видела. Его вместе со вторым братом Александром взяли окончательно в начале 1942 года в Аушвиц. Там обоих замордовали польские конвоиры.

Разговоры моей мамы с пани Любой и пани Даркой касались разных тем. Но всегда главной темой была Украина. Подтемами были современные события, история Украины ХХ века, ОУН и их биография. Афанасий Заливаха, муж Дарки, был родом из Харьковщины и в 1964 году вместе с Аллой Горской и другими художниками выполнили витраж «Шевченко. Мать». Его арестовали в 1965 году, он просидел до 1970 года. После освобождения познакомился и женился на Дарке. Он приходил иногда поговорить с женщинами «за чаем», но не столько поговорить, сколько что-то поесть... и скоро уходил в свою художественную мастерскую. Я вспоминаю, что он был всегда вежливым, но мало разговаривал. Не знаю, слушал ли он разговоры женщин. Афанасий Заливаха умер на несколько месяцев раньше пани Любы, в 2007 году.

Вот такие были люди. Почему я их вспоминаю? Они дружили с моей мамой, но в первую очередь они были незаурядными, хоть, казалось, обычными людьми. Они жили большой идеей — Украиной. Смерть для них пришла намного позже, чем они думали, к ней готовились всю свою жизнь. Я имел возможность через мою маму познакомиться с ними также. Я желаю Украине одного: чтобы на ее земле всегда рождались такие, как они. Они никогда не лукавили, их души и сердца были чисты и наполнены любовью к своему народу, они были всегда готовы ко всему, они пили чаечек, но их сердца были наполнены огнем.

Моя мама умерла пять лет тому назад. Я был с ней в день перед смертью. Она меня спросила, что я хочу съесть, возьму ли ее в церковь и что там в Украине...

Аскольд С. ЛОЗИНСКИЙ, фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ