Я принадлежу к тем людям, которые глубоко убеждены, что новую Украину создаст новое поколение. Поскольку нынешнее, являющееся продуктом коммунистической системы — воспитано на лжи. Народ никому уже не верит, он разочаровался.
Назовите мне народных депутатов, которые готовы идти на самопожертвование во имя Украины? К сожалению, и в мыслях у них этого нет — прийти, пять лет поработать, уйти из политики, но создать плацдарм, с которого можно было бы начать быстро двигаться дальше уже другому, новому поколению. Однако большинство из них готовы приковать себя наручниками к креслам сессионного зала — только бы остаться там еще и на пятый год.
Обещаниям, которым поверили люди, к сожалению, не суждено было осуществиться. Одна из причин отмечена выше, а другие причины — непоследовательность, распыленность национально-демократических сил — как в первые годы Независимости, так и в наше время. Это, в свою очередь, стало одним из толчков для коммунистическо-комсомольской власти срочно перекраситься в желто-синий цвет и продолжить свое господство, дискредитируя идеи украинской независимости, демократии, новой конкурентоспособной экономики, развития украинской культуры... Не нужно обращать внимание на то, что сегодня они члены новых партий — красная книжечка с силуэтом «вождя мирового пролетариата» до сих пор греет им сердца.
100 лет назад начали говорить: «Мы, коммунисты, обещаем...»
История учит, что во всякой государственной трагедии есть виновники и есть жертвы. И крах коммунистической империи является следствием лицемерия ее вождей. Все года говорили: «Мы, коммунисты, обещаем...» А мы жили все хуже и хуже. У коммунистов на сердце одно, а говорят они другое, скрывали и скрывают правду от людей, выдавали и выдают желаемое за действительное, хитрость — за мудрость, обиду другого — за правосудие, только демонстрировали и демонстрируют свою заботу о человеке и ничего для этого не делают.
Все разговоры в течение пятнадцати лет о защите трудового народа — это сказочка для престарелых, которые все еще ждут «светлого будущего». Именно эта категория людей и осталась в числе их сторонников, но... Жизнь неумолима. Сколько их осталось? На четвертый срок коммунисты с большим трудом попали в Верховную Раду, а на местном уровне о них вообще забыли.
Мы — украинцы — странный народ. То встанем стеной против несправедливости, то... Особенно во время последних выборов. Приятно, конечно, было слышать в 2004 году от В. Ющенко: «Бандиты будут сидеть в тюрьмах!», а еще «о десяти шагах навстречу людям». Не менее приятно звучали слова в 2006 году: «Улучшение вашей жизни — уже сегодня!». Как видим, бандиты сидят не в тюрьмах, а улучшение жизни предвидится для нардепов и их родственников.
Придя к власти, политики забывают, что они живут как под стеклянным колпаком. И не имеют никакой возможности хоть что-нибудь скрыть от своих сограждан. Первое, к сожалению, нам не угрожает. При переменах в государстве политики обычно думают не столько о необходимости выполнения своих обещаний, сколько об их привлекательности.
Называть себя политической элитой, это еще не значит быть ею. Политик — слово высокое, а мы его топчем. Обещания сделать власть высокоморальной и прозрачной, которым поверили люди, вышедшие на Майдан, в своей реализации столкнулись с жестким противоборством в когда-то единой «оранжевой» команде, которая просто боролась за власть. Нас использовали.
Нет, видимо, желания более бессмысленного, чем всегда быть умнее других. Именно те люди, которые, во что бы то ни стало, желают всегда выглядеть самыми умными, чаще всего являются полной противоположностью. Они и привели к тому, что «оранжевое» большинство сегодня в меньшинстве, в оппозиции. БЮТ, блок «Наша Украина», СПУ, — называю в порядке набранных голосов, — возможность создать пропрезидентское, «оранжевое» большинство была стопроцентной. Не поделили портфели. Амбиции отдельных лидеров оказались более значимы, чем судьба Украины. При этом, особых претензий ни к Юлии Тимошенко (она шла в премьеры, об этом она говорила открыто), ни к Александру Морозу (была договоренность о председательстве в Верховной Раде) мы предъявить не можем. А вот «Народный союз «Наша Украина» со своими двумя Романами, о которых у нас на Подолье говорят: «Ніц німая, тилько гонур мам!» — и есть та ложка дегтя в бочке меда, который так любит наш Президент.
Сколько можно экспериментировать? Почему вы были так уверены, что выигрываете выборы? Что вы для этого сделали? — Ничего. Ни единого шага навстречу людям. Вы полгода делили места в избирательных списках, чтобы дать дорогу «своим», и оплевывали бютовцев. А регионалы тем временем копили силы. Они получили карт-бланш и использовали его полностью. «Наша Украина» оказалась лишь на третьем месте, проиграв с большим отрывом и регионалам, и бютовцам. Законный вопрос: а думали ли они о народе, о Президенте? Почему народ поставил их не на первое место? Ведь это он посадил Президента в президентское кресло! Нет, о народе они не думали, о Президенте — тоже. Думали они о должностях.
Меня часто спрашивают, почему регионалы выиграли выборы? Ответ на удивление прост. Восток — промышленный район, там сосредоточено больше всего предприятий, там рабочий класс, там и населения больше. Что нужно человеку? — Жилье, тепло, и хорошая заработная плата. Они все это имеют. А кто дает? — Предприниматели, которые входят в Партию регионов.
БЮТ — это конформистская сила. Пользуясь политической неструктуризацией общества, ее представители сформировали свою политику на принципах «здорового прагматизма». Людям это понравилось. К тому же, лидер блока — человек харизматичный. Умеет выстраивать и излагать свои мысли четко, лаконично, понятно. Да еще и приятная, красивая женщина. Блок забрал центральную часть и часть западной Украины.
В блоке «Наша Украина» руховцам, хедеесовцам, промышленникам и соборовцам принадлежит всего 0,05% мест. Хотя именно участие таких личностей как Тарасюк, Кинах, Лановой, Стретович и дали наибольшие проценты блоку. А «Народный союз «Наша Украина» — это не партия, а так «с миру по нитке». Там нет личностей. Пришел Ющенко к власти — все отправились в «Нашу Украину», придет кто-то другой, сильнее — они без зазрения совести направятся туда. Хвалить нашеукраинцев за достоинства (выборы проиграли, «оранжевую» коалицию не создали, Президента подставили), которых они не имеют, — значит безнаказанно их обижать. А на какой же идеологической основе она, эта партия была создана? РУХ имеет, ХДС имеет, а «Народный союз «Наша Украина» не имел и не имеет идеологической основы своей деятельности, не имеет своего стратегического проекта развития государства. Правительство Ю. Тимошенко было прагматическим, а правительство Ю. Еханурова? Поменяли шило на мыло. Что изменилось? Осмысленной экономической, энергетической, продовольственной политики в стране не случилось. Но, самое обидное, было полное отсутствие политики относительно повышения уровня жизни граждан, а это, извините, — политика обнищания народа, его унижения.
Битву за новую Украину проиграли амбиции неуклюжих политиков-нашеукраинцев. Создается впечатление, что лидер этого блока — засланный казачок, которому дали задание развалить Майдан. Если так, то он со своим задачей справился как можно лучше.
Долго ли продержится антикризисная коалиция? — Не думаю. Пенсионеров она против себя настроила, детей войны — настроила, ветеранов войны — настроила, малых предпринимателей также. Может быть новый Майдан, если не сделать верных шагов навстречу людям. Нынешнее правительство не ожидало, что придет к власти. Это ему свалилось на голову как дар Божий. Он «на ходу» разрабатывает программу деятельности, не имеющую под собой никакого экономического основания. Критиковать — не делать, а тем более не отвечать за просчеты.
В моем понимании, оппозиция — это позиция. Не только в Верховной Раде, но и на местах. Настоящей оппозиции у нас не было и в ближайшее время не будет, потому что нет партий.
Каждая из политических сил победила в регионах, так почему же они не докажут, что на что-то способны?! Сделайте так, чтобы не было перебоев в поставках газа, воды, чтобы было тепло, дороги были бы как дороги, а не как стиральная доска, чтобы тарифы на услуги соответствовали зарплатам и пенсиям, чтобы рабочие места росли как грибы после дождя, чтобы зарплаты повысились, земля не была пустыней, чтобы...
А оппозиция в Парламенте должна быть одна. Переговоры о ней я бы не доверил лидеру нашеукраинцев. Не будет оппозиции.