Стабильность как желанное явление для любого сообщества, государства и отдельного человека, содержит в себе одновременно и позитивные, и негативные аспекты. Позитивом является то, что стабилизация означает успешное и быстрое разрешение проблем, привлечение инвестиций и динамичное развитие как на микро-, так и на макроуровне. Негативным фактором стабилизации является то, что всегда будут возникать факторы, приводящие к дестабилизации. Заметим — эти факторы могут быть как внутренними, так и внешними. Как же защитить стабильность от дестабилизирующих факторов? Например, Великобритания довольно успешно нашла это решение в своей знаменитой консервативности, которая, учитывая позитивные изменения в развитии человечества, вместе с тем нивелирует те, которые могут привести к дестабилизации.
У Швейцарии свой специфический подход к решению этого вопроса — нейтралитет в международных отношениях. И следует отметить, что несколько веков нейтральность Швейцарии является стабилизирующим фактором для ее экономики, политики и культуры, что привело к большому доверию к этой стране как центру европейской стабильности.
В какой стабильности теперь нуждается Украина? Политической, экономической, социальной или, возможно, международной? На мой взгляд, прежде всего политической и международной.
Позитивные процессы в динамике макроэкономических показателей не дают права украинскому правительству впадать в эйфорию, а тем более — заниматься политикой. Так заявил Леонид Кучма. Политика и экономика неотделимы друг от друга, но когда заходит речь об их взаимопроникновении, то это может привести к дестабилизации экономической ситуации в Украине.
Международная стабильность — важная предпосылка стабильности нашего государства в условиях современной глобализации мировой экономики. И, вместе с тем, исключительно важна международная позиция Украины в современных условиях противостояния антитеррористической коалиции и мирового терроризма. Участие Украины в антитеррористической коалиции может нести в себе как позитивные, так и негативные последствия. Но в первую очередь рассмотрим стабилизирующие сегменты, выступающие сейчас фундаментом стабилизации общественно-политической ситуации в Украине.
Сектор «Экономика» . Положительные тенденции, наметившиеся в экономике Украины еще в конце 1999 года, были закреплены в 2000 и 2001 годах среднегодовым ростом ВВП на 12%. После почти восьми лет стагнации экономика вышла из состояния кризиса. По итогам девяти месяцев 2001 года, по показателю прироста ВВП Украина занимает первое место среди стран СНГ. Экономическая стабилизация на макроуровне все больше оказывает положительное влияние на общественно-политическую жизнь государства. Хотелось бы отметить, что любая стабилизация немыслима, прежде всего, без установления политической стабилизации. В условиях Украины приходится говорить о существовании собственного феномена стабилизации, когда экономика стабилизирует политическую ситуацию. Власть понемногу возвращает себе благосклонность и доверие граждан. А поддержка народом власти и доверие к ней лежат в основе всех ее начинаний.
Сектор «Политика» . Ныне в Украине можно наблюдать стабилизацию политической ситуации и рост авторитета власти после «кассетного скандала». Возможным дестабилизирующим фактором может стать предвыборная кампания, которая может парализовать конструктивную работу парламента, и участие ряда министров в ней.
Сектор «Международные отношения» . Позитивные сдвиги в экономике дали Украине еще один плюс. Это — улучшение отношений с ПАСЕ, на сентябрьском заседании отметившей заметный прогресс в выполнении Украиной своих обязательств. Хотя мониторинг продлили, чтобы не расслабляться. Кроме того, МВФ и МБ приняли решения о выделении Украине двух кредитных траншей до конца года. Восстановление сотрудничества с МВФ — свидетельство уверенности международного сообщества в стабильности нашего государства. А это, безусловно, кроме кредитов, также инвестиции, в которых мы сейчас так нуждаемся. Кроме того, присоединение Украины к антитеррористической коалиции стало симптоматичным для стран Запада. Украинская власть недвусмысленно заявляет о намерениях нашего государства занять видное место в новой глобальной структуре мира. Безусловно, также и в Евросоюзе. В контексте международных отношений Украины идет речь о нашем соседе и стратегическом партнере — России.
Сектор «Украина — Россия» . Подписание 4 октября этого года в Киеве договора между Украиной и Россией о реструктуризации газовых долгов на 12 лет содействовало исчезновению последней капли недоверия «северного соседа» к нашему государству. Стабилизация отношений Украины с Россией в вопросе газовых долгов имеет много позитивных аспектов. В первую очередь, украинское правительство получило реальную возможность сконцентрироваться исключительно на разрешении важных и приоритетных вопросов и воплощении их в жизнь как на международном, так и на общегосударственном уровне. Вместе с тем, катастрофа российского самолета Ту- 154 может привести к усилению влияния России на Украину. И не только потому, что Украина должна будет платить за ошибки военных (приблизительно $ 10 — 15 млн.), но и из-за стремления России стать лидером в СНГ. В частности, имеется в виду предложение создать общую ПВО в рамках СНГ под эгидой Москвы.
Таким образом, вырисовывается более-менее позитивная картина общей ситуации в Украине, характеризующаяся достаточным уровнем стабильности как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Эксперты указывают, что наша страна может стать едва ли не самой безопасной и наиболее стабильной в Европе. Но геополитическое расположение Украины в условиях войны США и их союзников в Афганистане имеет и негативное последствие. Дестабилизирующим фактором для Украины в ближайший месяц может стать появление афганских беженцев, которые будут пытаться проникнуть в Западную Европу. В условиях относительной прозрачности восточных и закрытости западных границ нелегальные мигранты, скорее всего, осядут на территории Украины. На 40 000 беженцев, которые, по прогнозу специалистов по делам миграции, попросят предоставления официального статуса беженцев, из украинского бюджета придется выделять значительные средства, что может вызвать дестабилизацию экономической ситуации в стране. Кроме того, сам факт наличия на территории Украины значительного количества нелегалов приведет к росту преступности, распространению наркотиков, эпидемическим болезням.
Какой же выход из этой ситуации? Закрыть свои восточные границы и открыть западные? Усилить контроль за восточными границами Украины? Или заявить ООН о непринятии беженцев до окончательного выделения Украине необходимых средств? По-видимому, наиболее приемлемым для сегодняшней Украины остался бы вариант нейтралитета нашего государства на международном уровне с жесткими нормами миграционной политики и усиленными границами. Иначе Украина, которая является своеобразным мостом между Азией и Европой, может стать дестабилизирующим камнем в фундаменте общеевропейского дома. И вряд ли тогда международное сообщество, ООН или ЕС окажут нам помощь. Просто будет поздно.