Харьковское издательство «Березіль» в прошлом году выпустило в свет книгу профессора Ивана Белебехи «Українська еліта». Эту книгу давно ждала украинская просвещенная общественность. Нынче в Украине многие интеллигенты размышляют о проблеме элиты, но именно господин Белебеха смог завершить труд и подать читателю довольно объемное произведение на 346 страниц. Удивляюсь его работоспособности и радуюсь, что в среде нашей патриотической ученой публики есть человек, везде успевающий: не чурается различных публичных собраний и других разнообразных мероприятий да еще и работает над серьезными темами и издает книги.
В условиях независимости Украины проблема элиты привлекает к себе все большее внимание политологов, философов, историков да и вообще широких кругов любознательных украинцев. Появились десятки интересных статей, время от времени издаются сборники, посвященные изучению элит, например, «Бюлетень Всеукраїнського наукового та професійного товариства ім. М.Михновського» № 5 за 1998 год. В этом плане труд профессора Белебехи — заметный шаг вперед уже хотя бы потому, что претендует на всеохватность темы, — а в том, что украинская теоретическая мысль будет идти от отдельных аналитических статей к синтетическим монографиям, сомнений нет.
Многие утверждения господина Белебехи являются дискуссионными, а его тон иногда достаточно задирист, но обширный ум автора и этот его тон — две слагаемые, которые мощным магнитом привлекают к себе внимание читателя и заставляют его думать над нашей печальной национальной судьбой и над ролью национальной элиты.
От чего зависит судьба нации? От многих факторов, но, пожалуй, больше всего именно от элиты нации. Национальная элита — это самое большое сокровище нации. И чем более патриотична элита, чем больше она по численности — тем сильнее нация, тем могущественнее страна, могущественнее государство. И наоборот, отсутствие национальной элиты или ее неразвитость, распорошенность, несформированность приводит к потере народом чувства национального единства, связанности, зависимости судьбы каждого человека от судьбы целой нации. Эти истины подтверждены многими примерами из истории разных народов, а из истории нашего — больше всего.
Украинская нация принадлежит к тем нациям, которые на своем длинном пути изведали всякого: был период (в княжеское время), когда у Украины была высокоразвитая элита и западные королевские дворы рады были породниться с нею, потом нация попала под татаро-монгольскую оккупацию и часть элиты была истреблена под корень, а другая поставлена в условия прозябания. С переменой польской оккупации на московскую Украина постепенно теряет национальную элиту, а с наступлением коммунистической стадии московской оккупации существование национальной элиты стало в принципе невозможным.
Национальная элита — это часть нации. Это и инфраструктура представителей народа в различных сферах деятельности, где они в своих кругах являются носителями украинской национальной идеи и инициаторами воплощения ее в жизнь. Они, элитные личности, не составляют весь коллектив, например, офицерский корпус армии, но в среде офицеров составляют национально сознательное, безоглядно преданное Украине ядро, придающее армии национальный дух и постоянную готовность защищать независимость своего государства, вплоть до собственной смерти. Это — военная элита. Политическая, научная и другие отряды национальной элиты с той же самоотверженностью служат единой родине в своих профессиональных отраслях. Элита концентрирует в себе сущность народа больше, чем сам народ.
Без элиты нация находится на уровне этнического сознания и не достигает уровня политического самоосознания. Элита — это украинский люд, стремящийся, независимо от социального положения и профессии, к величию Украины и отдающий все свои силы для объединения украинского народа в монолитную украинскую нацию и построения крепкого украинского государства. «Элитность, — пишет И.Белебеха в своем труде, — заключается не в аристократическом происхождении, не во владении материальными благами и даже не в высоком образовании и учености, а в том, что этот аристократизм (если он есть), большие материальные богатства (если они есть), высокое образование и ученость (если они есть), духовные достояния (если они есть) и вся человеческая энергия направлены на создание общей совокупности, называющейся украинской нацией, на утверждение, упрочение и перестройку украинской независимой государственности, на экономическое процветание страны, народа, каждого лояльного гражданина Украины. Мы уже видели и видим на примерах, когда рядовой, малообразованный и материально бедный человек является гигантом украинского духа, и когда высокообразованный, внешне культурный и материально богатый человек является в то же время убогим духовно, грязным морально и предательским по отношению к собственной нации, собственному народу, собственному государству». На мой взгляд, этим определением не исчерпывается значение элиты, но стержень определен правильно.
Рекомендуя книгу широкому кругу читателей, хочу обратить внимание на следующее.
Автор, кажется, нашел правильные методологические принципы построения законов украинской жизни, а именно: необходимость единения украинского народа в одну конструктивную совокупность — украинскую нацию; принцип гарантии существования этой совокупности — построение независимого украинского государства. Украинцы после провозглашения независимости начали решать эту двуединую задачу. Только начали. И если посмотреть на реальное состояние Украины, то можно сказать, что народ находится в начальной стадии опознания самого себя, и государственность для определенной части народа — это еще далеко не само собой понятная высшая национальная ценность.
В этой книге впервые в политологической литературе осуществлена попытка осмыслить украинство за достаточно долгий промежуток времени сквозь призму элитности. Автор составил классификацию элит. Сформулировал иерархическую пирамиду как патриотов, так и антипатриотов. Элита распределена между своими естественными классами: от низовых прослоек общества до его высших сфер. Автор считает, что элитный дух функционирует как среди крестьянства, в рабочей среде, так и среди тех, кто несет ответственность за судьбу всего народа, что меняет представление о том, что к элите относятся только верхние слои общества.
Можно отнести к позитивам книги смелость автора подать характеристику деятельности нынешних живых политиков, неодномерных представителей современной элиты. С автором можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя заподозрить его в том, что он стремился подстроиться под кого-то или же снискать приверженность сильных мира сего. Он критикует и президентов, и деятелей культуры, искусства, литературы... И все ради того, чтобы единение народа, построение государственности стали реальной потребностью каждого украинца.
Автор считает, что современное украинство должно сознательно формировать свою элиту с самого детства. Учить детей и молодежь жертвенно служить собственному народу. Так делают во всем мире, так следует сделать и украинцам.
Автор борется против тех, кто «не изменил принципам коммунистической ориентации».
Если человек был в преступной стае, а теперь, когда возникла возможность отказаться от своей предыдущей антиукраинской деятельности, он по-прежнему придерживается преступной идеологии и выступает за возвращение Украины в новое колониальное иго, то он не просто слепой, он — отступник и изменник украинской нации. Украинство, заплатившее миллионами жизней за коммунистические эксперименты, не может понять тех, кто в советском прошлом помнит только дешевую колбасу и больше ничегошеньки не хочет помнить, потому что такая однобокая память не говорит ни об уме, ни о национальной гордости, ни о человеческом достоинстве.
Пусть читатель сам познакомится с книгой, имеющей не одного героя, а многих. Она говорит о тысячах людей, заслуживающих глубокого народного уважения, говорит и о тысячах тех, кого осуждает не только автор, но и сама украинская история. В общем, книга — украинская, об украинстве, для украинства.